Книжный клуб это не обязательно для тех, кто много читает. Зачастую детям просто не хватает мотивации, чтобы прочитать книгу, а участие в книжном клубе как раз ее дает. Иногда причина апатии к чтению может крыться как раз в том, что у ребенка нет аудитории, которой были бы интересны его мысли, его рекомендации, его выбор и мнение о книгах. По-настоящему, не для галочки. С дискуссиями и эмоциями. Да даже если у вас в семье почти все вечера литературные, детям все равно интереснее общаться об этом с ровесниками. Особенно подросткам. Круг своих. Клуб читателей.
Это и правда прекрасная идея, ради которой стоит потратить свое взрослое время, судите сами. Дети принимают участие в организации клуба, значит, приобретают организационные навыки - продумывают программу встреч с учетом интересов всех участников клуба, готовят приглашения, планируют время; общаются с участниками клуба - приобретают коммуникативные навыки; готовятся к обсуждению прочитанных книг - приобретают навыки публичных выступлений, красноречия, ведения дискуссии. И, конечно же, они больше читают, думают, а значит, развивают свою литературную грамотность.
Книжный клуб может быть маленьким, камерным, состоящим из 3-5 человек. А может быть большим, до 8-12 человек. Участниками могут быть бывшие одноклассники ребенка, с которыми он не хочет терять связь, новые друзья с кружков и секций, соседские дети, делящие одну дворовую площадку, другие дети на семейном образовании, с родителями которых вы общаетесь.
Если желающих вступить в ваш книжный клуб набирается не много, то проводить встречи можно даже в двухкомнатной квартире. Встречи ведь не длятся весь день. Но если ребят планируется много, то можно подумать о варианте почасовой аренды воркшопа или встречи в антикафе или кофейне. Подросткам больше нравится именно такой, недомашний, формат. В теплое время года все гораздо проще - встретиться можно и в парке, и в школьном дворе. Семьи, которые дружат, могут поочередно становиться принимающими площадками для клубных встреч. Обычно клуб собирается раз в 3-4 недели на выходных. Чаще и не нужно, ведь участникам клуба надо успеть за время между встречами прочитать книгу/книги и подготовиться к их обсуждению.
Цель создания клуба, это, конечно, общение на почве литературных интересов. Но каких именно? В первую встречу вы наверняка будете обсуждать волнующие всех участников темы, выяснять, кому какие жанры и писатели нравятся. Так постепенно вы придете к такому формату книжного клуба, в котором уютно будет всем. Конечно, со временем он может меняться, как и интересы детей. Вот несколько примеров таких форматов.
«Книга+экранизация». Составьте список книг, по которым сняты экранизации. Можно сузить его до одного автора или одного жанра. Например, только книги Роальда Даля или только сказки. Решите, как именно вы будете знакомиться с экранизацией. Например, можно всем заранее дома прочитать книгу, а на встрече клуба всем вместе посмотреть экранизацию и потом ее обсудить. Можно и фильм тоже заранее посмотреть, а на встрече сосредоточиться на сравнении книги с фильмом, предложить альтернативные сценарии, прочитать свою рецензию на фильм…
«Книги-лауреаты». На встречах обсуждаются только те книги, которые получили какие-либо награды. Например, медаль Андерсена или премию Линдгрен или какую-то еще. Стоит ли книга такой награды? Почему? Как и в первом случае, вам понадобится составить список таких книг, а участники клуба будут уже сами выбрать, что именно они будут читать и обсуждать на следующем заседании.
«Самая интересная книга». Это микс-формат жанров и писателей, главное, что решение о том, какая книга будет обсуждаться в следующий раз, принимается большинством голосов среди всех, предложенных участниками клуба.
«Фантастика и приключения», «Классика, которую должен знать каждый», «Хороший юмор», «В книгах только девочки», «Книги русских писателей»… Как вы понимаете, темы могут совмещаться и чередоваться.
***
Заниматься одним только обсуждением книг может показаться довольно скучной перспективой для многих детей, и они будут правы. На встречах клуба можно заниматься и другими деятельностями, связанными с книгами:
- участвовать в викторине по конкретным произведениям или творчеству автора
- устроить выставку собственных иллюстраций к прочитанной книге
- придумать дизайн обложки
- делать закладки и открытки по теме книги
- ставить мини-спектакли, кукольные представления или организовывать капустники
- отследить кулинарные предпочтения персонажей и приготовить какое-то блюдо по ним
- коллективно придумать продолжение книги
- написать всем вместе письмо автору (если автор жив - обязательно узнать адрес и отправить по почте. Вот будет здорово получить от него ответ!)
- снять видеорекомендацию или буктрейлер.
Кстати, «Буктрейлер» - это еще один интересный формат книжного клуба, когда ребята после прочтения нужной книги сосредотачиваются именно на создании буктрейлера и на практике осваивают различные видео- и мультипликационные техники.
Ваш клуб может вести свою закрытую группу или страницу в социальных сетях или же свой видеоканал. Для ребят-подростков это может стать хорошей практикой для осваивания видеоблогинга и даже его монетизацией.
Книжный клуб на стадии становления потребует от вас как родителя большой самоотдачи и веры в успех всего мероприятия. Без некоторых денежных затрат тоже не обойтись (угощения для детей, если встречи проходят дома; аренда воркшопа, если много детей и они не помещаются в квартире; затраты на канцелярию и материалы для творчества, если будете заниматься поделками). Даже если у вас растут подростки, которые и сами могут взять на себя большую часть организационных моментов, все равно направляйте их, особенно на первых порах, подсказывайте, что можно улучшить, как правильнее поступить, какие вопросы интереснее предложить для обсуждения. Зато все ваши хлопоты вознаградятся сторицей: и теплыми воспоминаниями о детстве, и еще большей образованностью ваших детей.
- Жанна Алибулатова