Как корабль назовешь, так он и поплывет.
Сторонники духа креативной корпоративной культуры готовы идти на многое для привлечения кандидатов и мотивации сотрудников и самым простым и очевидным выбирают переименования должностей. Более того, они отмечают, что такой незамысловатый прием приводит к тому, что их сотрудники:
- более удовлетворены работой;
- более лояльны;
- более эффективны.
Кроме того, у такого подхода есть существенный плюс - данный вид мотивации не требует дополнительных вложений.
Считается, что чем навороченнее и звонче название должности, тем лучше это влияет на мотивацию персонала. Мол, я сам выбрал название должности, я выражаю суть своей работой таким образом, мне куда приятнее быть Гуру администрирования, чем простым сисадмином в другой компании.
Все уже привыкли к клининг-менеджерам, руководителям без подчиненных (сюда не входит руководитель проекта), заместителям генерального директора - или просто секретарям, коммерческим директорам - они же менеджеры по продажам, клининг-менеджерам (она же уборщица), офисным феям (офис-менеджер) и пр.
Вообще, чем меньше компания, тем более падка она на подобные извращения.
Однако, и крупные компании могут быть креативными. Например, линейный персонал Subway — «сэндвич-артисты», в Ашане охранники - сотрудники по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а кассиры - хозяйки кассы;
а в других местах на ресепшн вас может встретить «директор по первому впечатлению» и пиарщик — «бренд-евангелист».
В благотворительном фонде Make-A-Wish Foundation (помогают больным детям) руководство предложило сотрудникам самим придумать названия должностей, таким образом появились волшебные посланники (они же пиар-менеджеры) и Фея-крестная (она же исполнительный директор). Финансовый директор превратился в «министра долларов и здравого смысла». Офис-менеджер стал «хранителем ключей», как в Гарри Поттере.
В Фонде отметили, что это способствовало снижению стресса на работе, сотрудники стали более мотивированными и вовлеченными в работу.
К такому же выводу пришел и Дэн Кейбл и его коллеги. Они провели исследование, в рамках которого предлагали компаниям внедрять подобные эмоциональные названия должностей. Оказалось, что согласившиеся на этот эксперимент сотрудники стали меньше изматываться эмоционально, стали чувствовать больше признания и психологического комфорта.
Вывод ученых: «Наше исследование показало, что названия должностей не только отражают корпоративную иерархию, но потенциально стимулируют активность и творчество».
Тем не менее это хорошо работает лишь в эмоциональном контексте и более уместно для коммуникаций внутри компании или в креативной среде. Но как с любым креативом, главное - не переборщить, чтобы не было так:
- Генеральный директор генеральной дирекции (вообще забавно смотрятся такие директорские должности в компании из 3,5 человек),
- Директор - стажер,
- Директор по управлению счастьем сотрудников (он же директор по персоналу),
- Менеджер по удовольствиям (он же event-менеджер),
- Кофе-леди (секретарь),
- Оператор чистоты (уборщица),
- Менеджер по санитарии (уборщица),
- Китчен-леди (уборщица на кухне),
- Мастер ногтевого сервиса (ака маникюрша/педикюрша).
Однако, в некоторых случаях и креативить не нужно, это сделано за нас классификационным справочником должностей:
- Стрингер (не относится к женскому белью, это спецкорреспондент в зоне военных действий),
- Заготовщик черни,
- Испытатель резиновых изделий,
- Артист ритуальных услуг,
- Главнй коньячный мастер,
- Главный обогатитель,
- Вздымщик
- Давильщик,
- Бригадир дворца изложниц,
- Шоколадчик
- Сливщик-разливщик,
- Тракторист тракторов и т.д.
Между тем, в погоне за «фаном» и вовлеченностью персонала нельзя забывать о земном. Так, в случае с сотрудниками, занятыми на вредных или опасных работах, излишний креатив может быть чреват лишением льгот и дополнительных привилегий этих сотрудников.
Кроме того, нужно помнить, что пока мы всё еще вынуждены возиться с трудовыми книжками, записи в них должны четко соответствовать штатному расписанию, а следовательно, красивые и необычные названия должностей лучше оставить для визиток и подписей в электронной почте.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.
Нас пока мало, но мы - в тельняшках ;)