Перед входом в каждую советскую школу часто можно было увидеть какой-нибудь дружелюбный плакат, провозглашавший, что "школа - ваш второй дом, любите и берегите ее" или что-нибудь наподобие, отдающее таким же лицемерием, как и первый плакат. Нет, конечно же, встречались и неплохие школы, и преподаватели иногда были - с врожденным педагогическим талантом и искренней любовью к детям, но чаще всего посещение школы превращалось в своеобразное противостояние "учитель-ученик".
У каждого из нас в памяти хранятся истории о несправедливости выносимых преподавателем решений, об унижении перед всем классом, о подавлении желания иметь собственное мнение, о предвзятости учителей... Иначе говоря, помимо образовательных моментов школа давала первые жизненные уроки, которые рушили все книжные представления о справедливости этого мира.
И понятное дело, любой конфликт, любое противостояние ребенка взрослому миру выливалось во всевозможные шалости, цель которых была одна - крупно или по мелочи насолить нелюбимому преподавателю, ну и вообще - заявить о своем отношении к школьной системе в целом.
Давайте вспомним разные школьные хулиганства того времени, когда в классах еще не было камер, дневники были не электронными, а обычными бумажными, а посещавшие библиотеку никогда бы не попросили почитать книгу "Пахом звонит в колокол" автора Хомен Нгуэя.
- Первое, что вспоминается, как мы, еще совсем мелкие, покупали в буфете пирожок с повидлом за 5 копеек и натирали этим пирожком доску ))) Она становилась масляной, мел по ней скользил и писать было невозможно. Чаще всего такое практиковалось перед контрольной по математике - мы ее еще "матикой" называли или - "контроша по матике" )))
- Мы срывали уроки, пряча весь мел - почему-то в школе с ним всегда был дефицит, даже на родительских собраниях просили помочь и прикупить хоть пару коробочек. Мел спрячешь, запасного нет, пока учитель бегает, выпрашивает кусочек в соседнем классе - урок частично пройдет. Став постарше, начали журнал прятать, но это недолго работало, учителя начали его с собой на перемены брать...
- У нас была училка по истории, которая не выносила запах бальзама "Звездочка". Так мы бегали на перемене в аптеку, покупали пару-тройку баночек, мазали все подряд: стол учителя, парты, доску, полы, подоконники - запах стоял, аж глаза щипало. У исторички еще на подходе к классу начиналась аллергия, и урок вести она не могла. В итоге она из школы ушла совсем. Кстати, не жалко было: вела урок очень скучно, была несправедлива и от нее плохо пахло, как будто она неделями не мылась...
- Я помню, как мы стометровки бегали быстрее мирового рекорда. Учитель без очков плохо видел, мы проходили чуть ли не половину дистанции, становились якобы на старт, он давал отмашку и вуаля: стометровку пробежали быстрее мирового рекорда. И самое интересное - время бега фиксировалось в журнале, но никого никогда не заинтересовало, почему наш класс бегает круче олимпийских чемпионов ))))
- А мы на последних уроках спички в замочную скважину засовывали или жеванную бумагу, учитель не мог открыть кабинет, а потом махал рукой и отпускал нас по домам - если был в хорошем настроении. Ну а чаще вообще-то дело заканчивалось разборками на ковре у директора и дополнительными уроками сверх нормы...
- А мы на физкультуре так сдавали метание мяча и гранаты. Тоже заходили подальше за линию старта и метали снаряд лучше, чем по показателям олимпийцев )))
А еще нашим девчонкам помогали - встанешь сзади девчонки, а мяч не у нее в руке, а у тебя. Она просто рукой взмахнет пустой, а мяч ты за нее бросаешь. Наш близорукий физрук не замечал этого и всегда хвалил девчонок: "Молодцы, девочки! Результаты у вас как у мальчиков."
- А помните, в 80-е годы пошла мода на "дипломаты" - портфели такие плоские? В классе их ставили в проход рядом со столом, и периодически у кого-нибудь дипломат падал, издавая громкий глухой звук - учителей это бесило. Вот если надо было кого-нибудь довести, мы потихоньку подталкивали свои дипломаты ногами, и они у нас весь урок падали с этим характерным звуком )))
- Что до срыва уроков, у меня был одноклассник - доморощенный талант. ХИМИК. Если бы он на Западе рос, точно в миллионеры выбился бы, а у нас...
Так вот, в школе, в частности, он 2 штуки придумал:
1. Какая-то смесь, которой смазываешь доску и потом мел из-за этой смесь начинал ТАЯТЬ. Прямо на глазах. Также таял и запасной мел, тогда надо было идти за новым мелом, но и его постигала та же участь... Учителя так и не раскололи, в чем тут штука ))
2. Какой-то йодистый порошок. Если его насыпать в замочную скважину запертого класса (а замки были старые, ключи к ним двухбородочные), то при отпирании происходил микровзрыв и бородки оставались в замке, надежно блокируя вход в кабинет )))
- О, помню был скандал на всю школу: девочка из нашего класса по приставной лестнице забралась к окну актового зала, разбила стекло. вынула осколки, и залезла под трибуну, чтобы послушать, о чем будут говорить учителя на собрании. Скандал был жуткий, ее чуть из школы не выгнали. А родителей оштрафовали, и заставили за свой счет вставлять стекло, разбитое нерадивой дочерью...
- В 6 классе дали нам временного учителя истории - он вообще был какой-то невменяемый: орал на нас по малейшему поводу, двойки ставил пачками всем подряд, обожал заставлять нас учить наизусть даты и сложные исторические слова, забивая при этом на весь материал урока в целом. Короче, мы были детками начитанными - "Республику ШКИД" читали почти все, ну и взяли себе на вооружение метод из этой книги. Весь класс сидит смирно, и с закрытым ртом мычит потихоньку. Учитель к тебе подходит - ты замолкаешь, все остальные гудят ))) В общем, выжили мы его из школы :))
- У нас бессменным хулиганством, которое одно поколение школьников передавало другому, была излюбленная шалость - бросать кусочки карбида в унитаз )) Он забавно шипел и вонял, а учителя бесились и требовали прекратить безобразие :) А еще у нас в коридоре был фонтанчик для питья - на каждой перемене находился кто-то, кто зажимал пальцем струю и окатывал водой проходивших мимо, учителям тоже доставалось ))))))))
- А мы обожали демонстрации 7 ноября и 1 мая - обязаловка же была, все классы сгоняли на эти шествия. Так мы с пацанами заранее заготавливали "пульки" из проволоки и делали миниатюрные рогатки, чтобы их спрятать можно было быстро - порой директор даже обыски проводила перед демонстрацией )) Непередаваемое ощущение было: идешь в колонне, все песни поют, лозунги выкрикивают, а ты под прикрытием одноклассника достаешь рогатку и пуляешь по разноцветным шарикам ))))
******************************************************************
И традиционный "десерт" - воспоминания о том, как советские дети проводили лето в пионерских лагерях.