Сказать, что Людовик Четырнадцатый любил танцевать, значит, не сказать ничего. Танцы и, особенно, балет были его страстью. Строго говоря, это не удивительно. Его отец был прекрасным композитором, музыкантом, певцом и танцором. У Короля-Солнца талантов было несколько меньше (зато был талант короля), да и балет для него стал практически государственным делом.
А началось все с грандиозной постановки "Балета ночи" (в ролике наверху его как раз и постарались изобразить. Фильм "Король танцует", 2000 г.). Людовику было 15 лет, а балет длился 12 часов — с вечера до утра! 45 танцев, и король исполнял пять из них — оцените выносливость юного Людовика, а также выносливость придворных. При этом речь идет не только о придворных танцорах, но и о зрителях. Способны ли вы 12 часов подряд наблюдать балетный спектакль?
Возможно, не все участники получали удовольствие от балета, и уж тем более вряд ли наслаждались бывшие мятежники-фрондеры, вынужденные танцевать в спектакле и демонстрировать покорность королю. Сильно подозреваю, что их чувства не так уж и отличались от чувств пленников, вынужденных участвовать в римских триумфах. Но кто их спрашивал... Хотите вернуть милость короля? Так танцуйте... Даже если терпеть не можете танцы.
Да и сами танцы эпохи Людовика Четырнадцатого были довольно жестоки к придворным, зато именно они заложили основы для классического балета. Это в танцах эпохи Ренессанса все было просто и естественно. В танцах эпохи барокко естественного не было ничего.
Это тогда появились 5 позиций ног и выворотность (способность к свободному развертыванию ног от бедра до кончиков пальцев наружу, параллельно линии плеч) — основа балета. Скажите спасибо Людовику Четырнадцатому и Пьеру Бошану, его хореографу. Между прочим, к выворотности способны далеко не все, это определяется анатомией человека. Представляете, сколько проблем это создавало придворным — невозможность или наоборот обреченность на танцы из-за особенностей строения тазобедренного сустава? А ведь есть еще и колени...
В романе Дюма "Виконт де Бражелон" д'Артаньян мог сколько угодно иронизировать над танцевальными увлечениями короля, а вот в реальности придворным было не до смеха.
В 1661 году король основал в Лувре Королевскую Академию танца. Хореограф Пьер Бошан и композитор Жан-Бастист Люлли многое сделали для ее развития. И чуть ли не каждый спектакль, в котором танцевал король, проводил мысль о божественной власти Людовика. И придворным ничего не оставалось, как усиленно выпрашивать у короля и его друга господина де Сент-Эньяна роли в этих спектаклях. Но король был очень придирчив.
В 1670 г. король в последний раз танцевал в балете — к этому времени его здоровье основательно пошатнулось. А что делать? Методы лечения в те времена были столь суровы, что уйти невредимым не удавалось никому. Придворные с облегчением выдохнули и тоже покинули сцену. Отныне в балете предстояло блистать только профессиональным танцорам (хотя любительские балетные спектакли случались и в более поздние времена), а придворные могли отдохнуть в зрительном зале. Король же, полагая, что танцоры-простолюдины не могут сравниться со знатью, предпочел балетным спектаклям оперные.
© Юлия Р. Белова
Подборка "В мире музыки и танцев"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте