Электронный больничный — аналог обычного бюллетеня, который оформляется на бумажном носителе. Назначение электронной версии данного документа ничем не отличается: она, как и бумажный больничный бюллетень, предназначена для подтверждения временной нетрудоспособности граждан. Преимуществами электронного больничного являются:
- Фактически стопроцентная защита от подделки.
- Упрощенный процесс оформления бланка: заполняется быстро, а погрешности легко исправляются, бланк при этом не является испорченным.
- Свой электронный больничный можно найти и посмотреть на сайте ФСС (после регистрации). Хранится он там без каких-либо ограничений по времени.
- Проверить такой бюллетень можно также через Госуслуги. Для этого нужно пройти регистрацию на данном портале и после авторизоваться. Пароль на Госуслугах открывает доступ в свой кабинет на ФСС РФ.
Вся информация о поступающих электронных больничных хранится в системе ФСС РФ, Наниматель в любое время и неоднократно может запросить нужные сведения по нему. При проведении проверки сотрудниками ФСС РФ представлять электронные бюллетени не нужно.
Форма документа и в первом, и втором случае одинакова. Актуальный обновленный бланк введен Минздравсоцразвития РФ и применяется с 01.07.2011 (ФЗ РФ № 86). Оформить его вправе только соответствующее медучреждение при выявлении заболевания у пациента.
Важно! Работник может самостоятельно выбирать форму больничного бюллетеня: электронную либо бумажную. Об этом он должен сообщить лечащему врачу.
Электронный больничный равнозначен листку нетрудоспособности, оформленному на бумажном носителе.
Сайт ФСС РФ.
Если больной хочет получить электронный больничный, то ему заранее следует уточнить, оформляют ли у него на работе такой бюллетень. К сведению, на сегодня данное направление работы в системе ФСС (участие в информационном взаимодействии в целях формирования электронного больничного) — право нанимателя, но не обязанность.
Организация—страхователь, которая решила участвовать в подобном информационном взаимодействии, заключает с ФСС РФ соответствующее письменное соглашение. Стандартный срок действия данного документа — год. Каждая сторона вправе расторгнуть его по своей инициативе, уведомив об этом второго участника за 3 месяца до расторжения.
Электронный больничный бюллетень стали выдавать с 01.07.2017. Следует еще раз заметить, что пока не все медики, наниматели перешли на электронный формат работы с ФСС РФ. На сегодня получить электронный больничный могут только те работники, которые обслуживаются в медучреждениях, имеющих такую возможность.
Правила оформления электронного больничного в медучреждении
Как принято, почувствовав недомогание, заболевший работник обращается в свою поликлинику за медпомощью. В общем случае ему открывают обычный больничный, который по выздоровлению должны оформить должным образом и отдать на руки.
Данный стандартный порядок обращения за медпомощью на сегодня не изменился и применяется в полной мере и при оформлении электронного больничного листа. Только при обращении в медучреждение, работник должен об этом сказать своему лечащему врачу. Таким образом, находясь на приеме у врача, больному следует:
- Получить № больничного, а затем сообщить о нем бухгалтерии по месту своей работы.
Заверять электронный бюллетень печатями у главврача, а после в регистратуре не понадобится. По сути, на этом «миссия» больного заканчивается.
Дальнейшие действия выполняет бухгалтер через систему СБИС. Единственное, что работник может еще сделать, это посмотреть в своем кабинете на сайте ФСС РФ (либо посредством портала Госуслуг) текущий статус бюллетеня.
Личный кабинет работника на сайте ФСС РФ: проверка больничного и самостоятельная калькуляция соцпособия
Итак, для того, чтобы получить доступ к информации о своем электронном больничном бюллетене, работник должен зарегистрироваться на сайте ФСС РФ (портале Госуслуг).
К сведению, через личный кабинет пользователя можно настроить доставку сообщений о текущем статусе больничных на электронную почту.
Как нанимателю оформить и сдать электронный больничный через систему СБИС (компания «Тензор»)
Информационное взаимодействие между страхователем, страховщиком, медучреждениями по части формирования электронного больничного бюллетеня определяет Постановление Правительства № 1567 от 16.12.2017.
В рассматриваемой ситуации наниматель должен заполнить свой раздел в больничном и после отправить документ в ФСС для назначения и выплаты соцпособия работнику. Сделать это он может либо непосредственно на сайте ФСС, либо посредством портала Госуслуг.
В 2018 году соцвыплаты на основании больничного производит напрямую ФСС либо наниматель. Если положенное пособие по болезни выплатил наниматель, то после этого он обычным порядком обращается в ФСС за компенсацией.
Заполнение электронного больничного нанимателем
Как уже было отмечено ранее, наниматель должен заполнить свой раздел электронного документа. Занесение необходимой информации осуществляется согласно применяемому руководству для пользователя.
Требуемые суммы по среднему и среднедневному заработку, заработок за 1 и 2 год, суммы пособий за счет нанимателя и Фонда, соцпособие к выплате, дата его выдачи
Перечисленные обязательные сведения могут изменяться, дополняться двумя сторонами-—участниками соглашения.
Распространенные ошибки при информационном взаимодействии страхователя и ФСС
Ошибка 1. Вопреки сложившемуся мнению страхователь (наниматель) не всегда может запросить нужные сведения об электронном больничном работника в своем личном кабинете. Данная операция (отправка запроса и получение ответа) возможна только тогда, когда бюллетень закрыт.
Пример 1. Исправления в электронном бюллетене
Наниматель может неоднократно вносить нужные правки в заполненный электронный бланк бюллетеня. Ограничений по количеству исправлений здесь не имеется. Для этого следует:
- Найти и нажать вкладку «Редактировать».
- Сделать нужные правки, заполнив поля, касающиеся причины и обоснования исправления.
- Нажать на «Сохранить».
Обновленные и сохраненные сведения будут отображаться в соответствующем поле раздела «Заполняется работодателем».
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Работнику с его согласия оформили в поликлинике электронный бюллетень. Но на работе его не приняли, т. к. организация не работает с подобными виртуальными документами. Что делать работнику?
Следует оформить через свою поликлинику обычный больничный листок на бумажном бланке.
Вопрос №2: Пособие по болезни на основании электронного бюллетеня должен выплатить наниматель. Когда по закону работник сможет получить свои деньги?
В первую же, т. е. ближайшую зарплату.