Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.
Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.
Профориентация во Франции
Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.
В школах работают профильные психологи, которые проводят исследования, направленные на то, чтобы понять, насколько успешно ученик справляется с разными предметами.
Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.
Профриентация в Германии
Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.
После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.
Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.
Профориентация в Канаде
За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.
Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:
· самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,
· анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,
· оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,
· поиск альтернативных вариантов,
· проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,
· принятие окончательного решения.
Профориентация в Японии
В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.
Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы.
Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати различных профессиях.
После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.
Профориентация в Великобритании
Интересной формой профориентационной работы в этой стране является двухнедельная практика на производстве. Там школьники могут полноценно поработать и даже заработать реальные деньги.
Также внимание заслуживает английский опыт по созданию мини-предприятий. При школах создаются аналоги реальных производств, где школьники — участники производственного процесса. Есть и директор, и консультант, и просто рабочий — у каждого ребенка есть возможность "примерить" на себя разные профессии. Такая практика помогает им развивать свои интересы и склонности. Ученики приобретают навыки, полезные не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Источники: https://newtonew.com/higher/choose-a-career-here-and-there
http://www.amic.ru/voprosdnya/389851/