Слово атаман в значении «начальник, главный» употребляется на Руси с конца 13-го века во времена русских княжеств. Так, у Соловьева в описании упоминается: «…ватаги княжеские ходили к морю со своим атаманом».
Атаман
Атаман как предводитель у степных народов появляется во времена Золотой орды и в буквальном смысле означает «я ваш отец» - по одной из наиболее вероятных теорий, слово имеет тюркский корень «ата» (отец) и личное окончание «ман» в значении «я». Данная версия наиболее близка к истине, так как атаманами стали называть предводителей казаков или вообще старших в деле.
История войска Донского начинается в период распада Золотой орды, когда на землях между Волгой и Доном начинают формироваться первые казачьи отряды из местного христианского населения и бывших воинов Орды. Со временем, ядро из русскоязычных воинов пополнилось тюркоязычными жителями региона. Неудивительно, что выборные начальники самопровозглашенного казачества в продолжение традиции стали называться атаманами.
Ежегодные выборы принимали решение простым большинством. Предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он не имел самостоятельной власти, а лишь исполнял волю круга – народного схода на площади, где обсуждались все вопросы и выносились решения народным судом на равноправной основе.
Позже всякая казачья община или станица получила с целью управления своего станичного атамана. Атаманство – цвет и высшее сословие казачества, не было замкнутым. Право на звание атамана приобреталось славой и личными заслугами. Казаки считали атаманами не только старших по должности, каждого воина, проявившего отвагу и геройство, гордо именовали атаманом. Именно это значение отразилось в царских грамотах, поговорках: «терпи, казак, (в награду) атаманом будешь», а также в обычае каждого достойного казака при случае чествовать атаманом.
Аналогом слова «атаман» считается слово «батька» и его разновидности «батько», «батя», «бацька» и другие. Используемые в просторечьи на территории Украины, Белоруссии, юга Росси, эти слова означали то же слово «отец», но с оттенком грубоватой фамильярности, непринужденности, снисходительности при обращении к пожилому человеку.
Батька
Выражения батька и атаман употреблялись в одном значении в Запорожской Сечи, где это ласковая форма слова для атамана. Подтверждением этому могут служить украинские предания и песни, где героический воин изображается по образу запорожского батьки-атамана. Еще одним ярким примером является «отцовская» кличка Махно, пословица «не лезь поперед ... в пекло» и многие словосочетания, прочно вошедшие в народный быт – батя командир, царь батюшка и другие. Это лишний раз подтверждает тесную взаимосвязь пластов культурно-исторического прошлого русского и других народов Великой Степи.
Слово атаман в значении «начальник, главный» употребляется на Руси с конца 13-го века во времена русских княжеств. Так, у Соловьева в описании упоминается: «…ватаги княжеские ходили к морю со своим атаманом».
Атаман как предводитель у степных народов появляется во времена Золотой орды и в буквальном смысле означает «я ваш отец» - по одной из наиболее вероятных теорий, слово имеет тюркский корень «ата» (отец) и личное окончание «ман» в значении «я». Данная версия наиболее близка к истине, так как атаманами стали называть предводителей казаков или вообще старших в деле.
История войска Донского начинается в период распада Золотой орды, когда на землях между Волгой и Доном начинают формироваться первые казачьи отряды из местного христианского населения и бывших воинов Орды. Со временем, ядро из русскоязычных воинов пополнилось тюркоязычными жителями региона. Неудивительно, что выборные начальники самопровозглашенного казачества в продолжение традиции стали называться атаманами.
Ежегодные выборы принимали решение простым большинством. Предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он не имел самостоятельной власти, а лишь исполнял волю круга – народного схода на площади, где обсуждались все вопросы и выносились решения народным судом на равноправной основе.
Позже всякая казачья община или станица получила с целью управления своего станичного атамана. Атаманство – цвет и высшее сословие казачества, не было замкнутым. Право на звание атамана приобреталось славой и личными заслугами. Казаки считали атаманами не только старших по должности, каждого воина, проявившего отвагу и геройство, гордо именовали атаманом. Именно это значение отразилось в царских грамотах, поговорках: «терпи, казак, (в награду) атаманом будешь», а также в обычае каждого достойного казака при случае чествовать атаманом.
Аналогом слова «атаман» считается слово «батька» и его разновидности «батько», «батя», «бацька» и другие. Используемые в просторечьи на территории Украины, Белоруссии, юга Росси, эти слова означали то же слово «отец», но с оттенком грубоватой фамильярности, непринужденности, снисходительности при обращении к пожилому человеку.
Выражения батька и атаман употреблялись в одном значении в Запорожской Сечи, где это ласковая форма слова для атамана. Подтверждением этому могут служить украинские предания и песни, где героический воин изображается по образу запорожского батьки-атамана. Еще одним ярким примером является «отцовская» кличка Махно, пословица «не лезь поперед ... в пекло» и многие словосочетания, прочно вошедшие в народный быт – батя командир, царь батюшка и другие. Это лишний раз подтверждает тесную взаимосвязь пластов культурно-исторического прошлого русского и других народов Великой Степи.
Слово атаман в значении «начальник, главный» употребляется на Руси с конца 13-го века во времена русских княжеств. Так, у Соловьева в описании упоминается: «…ватаги княжеские ходили к морю со своим атаманом».
Атаман как предводитель у степных народов появляется во времена Золотой орды. Согласно толковому словарю Ефремовой, в буквальном смысле это слово означает «я ваш отец» - по одной из наиболее вероятных теорий, слово имеет тюркский корень «ата» (отец) и личное окончание «ман» в значении «я». Данная версия наиболее близка к истине, так как атаманами стали называть предводителей казаков или вообще старших в деле.
История войска Донского начинается в период распада Золотой орды, когда на землях между Волгой и Доном начинают формироваться первые казачьи отряды из местного христианского населения и бывших воинов Орды. Со временем, ядро из русскоязычных воинов пополнилось тюркоязычными жителями региона. Неудивительно, что выборные начальники самопровозглашенного казачества в продолжение традиции стали называться атаманами.
Ежегодные выборы принимали решение простым большинством. Предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он не имел самостоятельной власти, а лишь исполнял волю круга – народного схода на площади, где обсуждались все вопросы и выносились решения народным судом на равноправной основе.
Позже всякая казачья община или станица получила с целью управления своего станичного атамана. Атаманство – цвет и высшее сословие казачества, не было замкнутым. Право на звание атамана приобреталось славой и личными заслугами. Казаки считали атаманами не только старших по должности, каждого воина, проявившего отвагу и геройство, гордо именовали атаманом. Именно это значение отразилось в царских грамотах, поговорках: «терпи, казак, (в награду) атаманом будешь», а также в обычае каждого достойного казака при случае чествовать атаманом.
Аналогом слова «атаман» считается слово «батька» и его разновидности «батько», «батя», «бацька» и другие. Используемые в просторечьи на территории Украины, Белоруссии, юга Росси, эти слова означали то же слово «отец», но с оттенком грубоватой фамильярности, непринужденности, снисходительности при обращении к пожилому человеку.
Выражения батька и атаман употреблялись в одном значении в Запорожской Сечи, где это ласковая форма слова для атамана. Подтверждением этому могут служить украинские предания и песни, где героический воин изображается по образу запорожского батьки-атамана. Еще одним ярким примером является «отцовская» кличка Махно, пословица «не лезь поперед ... в пекло» и многие словосочетания, прочно вошедшие в народный быт – батя командир, царь батюшка и другие. Это лишний раз подтверждает тесную взаимосвязь пластов культурно-исторического прошлого русского и других народов Великой Степи.