Начальная фаза действия барабанного тормоза идентична таковой в дисковых тормозах. Она начинается с жидкости, подача которой идет от специальной емкости – цилиндра. Далее она поступает на действующие элементы тормозной системы. Дальнейшее функционирование этих двух видов тормозов начинает различаться.
Барабанные тормоза получили такое название из-за чугунного барабана, который является основой конструкции. Внутри него находится тормозной цилиндр, куда и поступает тормозная жидкость. В самом цилиндре расположены два поршня. Под воздействием тормозной жидкости они выдавливаются из цилиндра.
В свою очередь поршни разводят тормозные колодки, которые начинают плотно соприкасаться с внутренней поверхностью чугунного барабана. Сам барабан закреплен на ступице колеса, поэтому его трение о тормозные колодки позволяет снизить скорость движения автомобиля. Еще одним важным элементом в барабанной тормозной системе являются стяжные пружины. Главной их функцией является возврат тормозных колодок в изначальное положение, когда водитель отпускает педаль тормоза.
Также реализована спецсистема подвода. В ее функции входит контроль дистанции между колодками и барабаном. Это позволяет при постепенном стирании колодок поддерживать коэффициент полезного действия и общую скорость работы тормозов на необходимом уровне.
Могут ли барабанные тормоза быть лучше дисковых?
На первый взгляд, сложно представить, что устаревшая технология будет иметь хоть какое-то превосходство над современной. Однако у барабанных тормозов до сих пор сохранились свои козыри:
- Более высокое тормозное усилие, которое передается на барабанный тормоз (если сравнивать диск и барабан одинаковых размеров).
- Экономия веса материала для производства тормозной системы.
- Более продолжительный срок службы тормозных колодок.
Касательно момента с экономией веса материала для производства могли возникнуть и сомнения. Ведь сам барабан довольно внушительных размеров. Но есть один нюанс – в дисковой системе требуется материал для изготовления и тормозной гидравлики, и большого диска. Так что на выходе производство барабанных тормозов действительно выгоднее, с точки зрения затрат сырья для производства.
Что стало причиной массового перехода к дисковым тормозам
Для начала стоит упомянуть о принципе действия дисковой тормозной системы. В процессе замедления автомобиля принимают участие суппорты с поршнями, тормозные колодки и тормозной диск. Выглядит все это так: водитель начинает нажимать на тормоза – в суппорты по гидролиниям из главного цилиндра поступает жидкость. Происходит постепенное нарастание давления в суппортах (в зависимости от усилия на педали тормоза), поршни поступательно придавливают тормозную колодку (или колодки) к тормозному диску.
За счет действия сил трения происходит снижение скорости движения автомобиля вплоть до полной остановки. Конечный результат такой же, как и при использовании барабанных тормозов. Вот только эффективность и удобство настройки при использовании дисковой тормозной системы гораздо выше.
Сейчас барабанные тормоза встречаются на какой-то специальной технике или на самых дешевых моделях легковых автомобилей. Даже грузовые автомобили и автобусы новых моделей уже оснащаются дисковыми тормозами. Производителей вполне можно понять, ведь они отталкивались от фактических минусов барабанной тормозной системы. Все решения принимались взвешенно и на основании практических данных.
Недостатки барабанных тормозов
Причин для постепенного перехода к более современной технологии было несколько:
- Одной из причин поражения в конкурентной борьбе стали серьезные трудности в настройке грамотной работы барабанной тормозной системы – только действительно квалифицированный специалист мог справиться с этой задачей на «отлично».
- Значительное снижение коэффициента полезного действия при работе барабанных тормозов в жаркую погоду – тормоза быстро перегреваются и очень медленно остывают, из-за чего эффективность работы резко падает.
- Частое проявление эффекта перетормаживания, результатом которого становилась задержка в моменте отсоединения тормозной колодки от барабана после окончания воздействия на педаль тормоза – в дисковой тормозной системе подобный эффект встречается крайне редко.
Уже на основании только этих основных недостатков барабанных тормозов большинство производителей стало обращать свой взор в сторону дисковой технологии. Удобство настройки и эксплуатации, а также надежность, лишь добавляли плюсов дисковой тормозной системе. Новые серийные модели стали все чаще оснащаться дисковыми тормозами, а барабанным была уготована второстепенная роль. Тем не менее барабанные тормоза еще можно увидеть на старых автомобилях и самых дешевых серийных моделях, где они продолжают с успехом решать задачу по остановке движущегося транспортного средства.