Личная охрана правителей – создатели и «гробовщики» императоров, оставили в римской истории свой глубокий след. Название произошло от термина «cohors praetoria» (палатка или штаб полководца). Гвардейцы неоднократно свергали «их величеств» и возводили на престол новых. Свою охрану императоры старались набирать среди «варваров». Понятие «варвар» не было для римлян ругательным, так они называли иностранцев, не знающих латыни и носивших бороды.
Первые внятные упоминания о гвардии относятся ко времени Гая Юлия Цезаря. При завоевании Галлии, в гражданской войне и в поездке в Египет для сопровождения своей персоны он использовал союзных германцев (из племени убиев) и испанцев (кельтиберов). Германцы охраняли всех представителей династии Юлиев-Клавдиев, только однажды Август их заменил. В 9 году после поражения в Тевтобургском лесу он не мог им доверять.
В разные периоды охранниками императоров были франки, алеманы, батавы, готы, гунны, армяне, парфяне, «скифы»… Были и когорты, состоявшие из римских граждан, но, как правило, они занимали руководящие посты. Каждый легионер мечтал стать преторианцем, их зарплата, условия службы и выхода в отставку, понятное дело, были значительно лучше.
Преторианцы присягали на верность императору, что не мешало им совершать перевороты и убивать «охраняемую персону». Их жертвами стали Калигула, Коммод, Каракалла, Гелиогабал и целый ряд других менее знаменитых правителей. Но были и случаи проявления преданности, когда гвардейцы мстили за своего убитого патрона.
Будет неправильно представлять всех «преторианцев» только как непосредственных «хранителей тела». В узком смысле – это расфуфыренные лбы с оружием у дверей высочайших покоев. В широком «praetoriani» – сложнейшая структура, выполнявшая самые разнообразные функции. Сюда входили подразделения, занимавшиеся политической и военной разведкой и контрразведкой. Эти агенты назывались «spekulatores», они собирали информацию о политических противниках и настроениях толпы. При необходимости распускали нужные слухи. Переодетые в «гражданское», спекуляторы слушали разговоры на улицах, в амфитеатрах и цирках. Часто «спекулировали» – провоцировали «вредные» беседы, и на их основании сажали людей в тюрьму или казнили. Военные разведчики добывали сведения в сопредельных государствах об армиях и экономике, а так же запускали «дезу» во исполнение главного римского принципа – «разделяй и властвуй».
Разумеется, в службу «praetorium» входила когорта фельдъегерей, ответственных за доставку императорской почты, а так же офицеры для особых поручений. Эти центурионы выполняли деликатные миссии – вручали жертвам приказ императора о самоубийстве. Или напрямую тайно или открыто выполняли приказ о физическом устранении неугодного лица. При их содействии закончили свою жизнь Мессалина, Агриппина, многие нежелательные претенденты на престол, множество сенаторов и всадников. Еще «деликатные» офицеры арестовывали «подозреваемых» и проводили следствие, как правило, под пытками. Кроме того, в структуре имелись финансовые отделы, ведавшие средствами гвардии и экономической безопасностью государства. Вероятно, они же занимались и борьбой с коррупцией.
Гвардейцами командовали префекты. Эта должность была одной из высших в империи, она давала возможность занимать более высокие посты на гражданке. Средние и низшие офицеры после нескольких лет службы так же могли рассчитывать на «sine cura» – «должность без забот».
Римские хронисты пишут и об участии преторианцев в боевых действиях. Почти во всех сражениях они одерживали победы, проявляли стойкость, выучку и высокую эффективность. Это была сила, иногда плохо поддающаяся управлению, но с которой все вынуждены были считаться и заигрывать. Кое-что с тех времен не изменилось, хоть и прошло две тысячи лет.