Найти тему

Мифология и история Новогодней елки.

Оглавление

Почитание деревьев издревле было свойственно всем народам: на Руси таким культовым деревом, как извес­тно, была береза (вспомним хотя бы Троицу). А вот ель воспринималась всегда как дерево смерти: еловыми ветками выстилался путь, по которому шла похорон­ная процессия, их бросали на гроб в могилу, а на зиму прикрывали ее еловыми лапами. Более того, пословица «Венчали вокруг ели, а черти пели» указывает на родст­во мифопоэтического образа с нечистой силой.

И на­конец, звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «елка» с рядом нецензурных слов, что также вли­яло на ее восприятие. Все это не давало, казалось бы, оснований для возникновения культа елки — превраще­ния ее в объект почитания. Но тем не менее это про­изошло.

Обычно историю новогодней елки в России начи­нают с петровской эпохи. Основанием тому служит зна­менитый указ Петра I от 20 декабря 1699 года, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, переносился на 1 января.

-2

В этот день царь повелевал устраивать в столице праздник, украшая ее вечнозеленой растительностью:

«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и мозжевелевых...»

Однако к будущему обычаю рождественской елки этот указ имел лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, рекомендовал использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец в-третьих, украшения из хвои предназначались не для помещений, а для улиц, тем самым превращаясь в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера.

После смерти Петра этот указ, судя по всему, 6ыл основательно забыт, но в одном отношении он имел довольно забавные последствия. Его выполнение сохранилось лишь в новогоднем убранстве питейных заведений, крыши которых перед Новым годом стали укра­шать елками. По инерции они оставались там до следу­ющего года, накануне которого старые деревья заменя­лись новыми.

Вспомним хотя бы «древнее обществен­ное здание» (то есть кабак) в пушкинской «Истории села Горюхина», «украшенное елкою и изображением двуглавого орла».

В результате кабаки получили в наро­де ходовое название «елок» (или же «ивана-елкина»), а ввиду склонности к замене «алкогольной» лексики эв­фемизмами практически весь комплекс «алкогольных» понятий приобрел постепенно «елочные» дубликаты: «елку поднять» — пьянствовать, «идти под елку» — идти в кабак, «елкин» — состояние опьянения и т. п.

Нигде, кроме кабаков, в новогоднем убранстве XVIII столетия ель больше не фигурирует: ее образ от­сутствует в новогодних «иллуминациях», столь харак­терных для «века просвещения» и представлявших со­бою весьма сложные символические комбинации; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и, конечно же, нет ее на народных святоч­ных игрищах.

Впрочем, в XVIII веке и в большинстве западных стран елка еще не устраивалась. Лишь в Германии, ко­торая справедливо считается родиной елки, уже в XVI веке в некоторых домах ставили на Новый год еловые дерев­ца, украшенные яблоками, сахарными изделиями и об­латками. У немцев ель отождествлялась с мировым де­ревом и была особо почитаемой. Из Германии обычай устраивать елку перекочевал в другие европейские стра­ны, в том числе в Россию.

Большинство христианских народов заимствовало елку у немцев к середине следующего столетия. Так, Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», опи­сывая английское Рождество, о елке не упоминает, а пишет о традиционной ветке омелы, под которой маль­чики целуют своих кузин. Однако в «Рождественской елке», написанной в начале 1850-х годов, он уже при­ветствует новый обычай, называя его «милой немецкой затеей». То же самое происходит и в других странах.

-3

Постепенно выработался более или менее устойчивый сценарий праздника елки: небольшое дерево ста­вили на стол, покрытый белой скатертью; к его ветвям прикрепляли свечи и развешивали сласти, главным об­разом яблоки, орехи, конфеты и пряники; под ней раскладывали подарки для детей. В рождественский со­чельник зажигали свечи, а детей, до этого момента с нетерпением ожидавших встречи с елкой, пускали в помещение, где они любовались ею, разбирали свои подарки, а потом срывали с нее сласти. Этот праздник назывался также праздником «ощипывания елки» (по­том в России говорили: «рушить елку»). Под конец поломанное и опустошенное дерево выбрасывалось или сжигалось.

-4

На территории России первые рождественские елки появились в начале XIX века в домах петербургских не­мцев. А. Бестужев-Марлинский в повести «Испытание», изображая святочную картину Петербурга 1820-х годов, писал:

«У немцев, составляющих едва ли не треть петер­бургского населения, канун Рождества есть детский праз­дник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо. Дети с любопытством заглядывают туда...»

Со временем елку стали устраивать в домах петер­бургской знати. Остальное население столицы до поры до времени относилось к ней равнодушно, и в жур­нальных отчетах о святочных маскарадах и новогодних праздниках 1830-х годов елки не упоминаются. Только к концу этого десятилетия рождественское дерево, по­лучив название «елка», начинает мало-помалу завоевы­вать и другие слои столичного населения.

-5

И вдруг в начале 1840-х годов произошел взрыв — Петербург буквально был охвачен «елочным ажиота­жем»: о елке заговорили в печати, их начали продавать перед Рождеством, устраивать во многих домах. Обы­чай вошел в моду. В 1841 году газета «Северная пчела» писала:

«У нас входит в обыкновение праздновать ка­нун Рождества Христова раздачею наград добрым де­тям, украшением заветной елки сластями и игрушка­ми».

«В Петербурге все помешаны на елках, — ирони­зировал И. Панаев. — Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки?»

Этот внезапный взрыв интереса к елке и увлече­ния ею вызывает удивление. Что же произошло к нача­лу 1840-х годов? К этому времени в большинстве ев­ропейских стран, в том числе в России, день Ро­ждества начинает отмечать­ся не только как церков­ный, но и как светский праздник, в котором язы­ческий обряд поклонения вечнозеленой растительнос­ти нашел себе место.

Думается, что в России мода на «немецкое нововведение» подкреплялась также модой на немецкую литературу, прежде всего на Гофмана, «елочные» тексты которого («Щелкунчик» и «Повелитель блох») выходили к праз­дникам отдельными изданиями в качестве подарков для детей. Тем самым книжки помогали распростране­нию обычая рождественской елки.

-6

Немалую роль в популяризации елки сыграла и коммерция: с конца 1830-х годов известные кондитер­ские Петербурга, воспользовавшись новым увлечением своих покупателей, организовали продажу елок. В по­давляющем большинстве эти заведения принадлежали иностранцам (главным образом швейцарцам — известным по всей Европе мастерам кондитерского дела). Они быстро сориентировались и освоили «приготовле­ние» елок с уже прикрепленными к ним свечами и сладостями.

-7

Газета «Северная пчела», регулярно оповещая о продаже елок, с сожалением отмечала их отсутствие у «г. Беранже и Вольфа»:

«Их можно получить только в кондитерской Доминика и в кондитерской Пфейфера. У каждого из двух поименованных кондитеров елки отличаются новым изобретением».

Стоили они очень дорого — «от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей», и покупать их для своих деток могли только очень бога­тые «добрые маменьки». Таким образом, на первых порах «немецкое нововведение» оказалось доступным лишь состоятельным семьям столицы.

-8

Со временем у Гостиного двора началась торговля елками, привезенными мужиками из лесу, что, конеч­но же, значительно удешевило их, хотя городские бед­няки все равно далеко не всегда могли позволить себе это удовольствие. В повести Д. Григоровича «Зимний вечер» (1855) бедный петербургский уличный артист переживает из-за того, что не может купить своим детям елку:

«На совести отца ле­жала елка, которую обещал к Рождеству и которой так­же не было».

Если бедняки не в со­стоянии были приобрести даже самую маленькую елочку, то среди столичной знати устраивались настоя­щие соревнования: у кого елка будет больше, гуще, на­ряднее, богаче.

«Дети одно­го моего приятеля... — писал И. Панаев, —
разревелись оттого, что их елка была беднее, нежели у их двоюродных сестриц и братьев...»

-9

Более того, уже в конце 40-х годов стали заказывать искусственные елки, что считалось особым шиком.

«Один из петербургских богачей, — пишет А. Терещен­ко в 1848 году, — заказал искусственную елку вышиною в три с половиной аршина, которая была обвита доро­гой материею и лентами; верхние ветки ее были увеша­ны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, нижние ветви — цветами, кон­фетами и разнообразными плодами».

Это первое упо­минание в российской печати об искусственных елках, которые предшествовали пластиковым елкам нашего времени.

С середины XIX века елка начинает завоевывать провинцию — сначала губернские и уездные города, а затем и помещичью усадьбу. К концу столетия она становится обычным явлением как в городе, так и в усадьбе.

В процессе усвоения этот западный обычай неиз­бежно претерпевал изменения. Высокие и густые ели уже нельзя было устанавливать на столе, и поэтому их начали крепить к крестовине и ставить на полу посере­дине залы. Тем самым елка превратилась в центр праз­дничного торжества: дети, рассматривая игрушки, хо­дили вокруг нее, водили хороводы, играли, отыскивая свои подарки. Все это в значительной мере изменило суть уютного семейного праздника, который постепен­но превратился в раут с участием детей из других се­мейств. В богатых домах принято было приглашать и детей гувернанток, учителей, прислуги. Именно такую детскую елку изобразил Достоевский в своем раннем фельетоне «Елка и свадьба» (1848).

-10

Кроме свечей и слас­тей, елку начали обвеши­вать специальными украше­ниями из стекла, картона­жа, папье-маше. В магази­нах продавались также и всевозможные заготовки, из которых дети под руко­водством и присмотром родителей делали игрушки, что всерьез рассматрива­лось педагогами как одна из форм трудового воспи­тания. Семейное изготовле­ние елочных украшений доставляло детям не меньше удовольствия, чем сама елка.

Столь хорошо известные нам Дед Мороз и Снегу­рочка появились только к концу XIX века. Дед Мороз соединил в себе черты Санта Клауса и русского фоль­клорного Мороза, а Снегурочка — западных зимних женских персонажей (св. Екатерину, св. Люцию и др.) и Снегурки из русской народной сказки. Не бывало на елках и ряженых — детей просто одевали в лучшие нарядные платья. Ряжение составляло особенность ста­ринных русских святок, в то время как елка неразрыв­но связывалась с идеей Рождества.

-11

Со временем начали организовывать обществен­ные елки как для детей, так и для взрослых — в дворян­ских и офицерских собраниях, институтах благород­ных девиц, школах. Первая публичная елка была устро­ена в 1852 году в Петербурге в Екатерингофском во­кзале. Елочные «мероприятия» требовали определенной программы, поэтому педагоги занялись отбором, а дет­ские писатели — сочинением подходящих литератур­ных произведений, многие из которых перелагались на музыку.

Из уже «готовых» текстов обычно отбирали «Светлану» Жуковского, «Сон Татьяны», «Гадание» Фета и многочисленные стихотворения русских поэтов о зиме. Количество же вновь сочиненных «елочных» текстов буквально неисчислимо. Так постепенно создавалась «елочная мифология», утверждавшая обаятельный, щед­рый и великодушный образ рождественского дерева.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал"ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!