"Папа может, папа может все что угодно, только мамой, только мамой, не может быть!"
Помните да, эту детскую песенку?
И речь сейчас не о папах.
Ну согласитесь, не зависимо от пола и возраста. Независимо от отношений. Независимо ни от чего. Рано или поздно у всех находится этот тихенький голосок: "Хочу к маме"
Этот внутренний ребенок всегда проявляется наружу.
Работая в детском саду уже третий год, могу с точностью подтвердить теорию привязанности и 4 типа, которые выделили ученые.
Итак, суть эксперимента: годовалого ребенка оставляли одного в комнате и наблюдали, как он реагирует на разлуку с мамой и на дальнейшее воссоединение.
1. Безопасная привязанность: дети с грустью оставляют маму, но при этом идут спокойно играть, и когда мама возвращается, с радостью встречают ее, восстанавливается телесный контакт.
2. Избегающий тип – ребенок легко расстается с мамой, играет, а когда мама приходит, он спокойно к ней подходит.
3. Тревожно-сопротивляющийся тип, или амбивалентная – дети не хотят отпускать мать, кричат, истерически рыдают, когда остаются одни. При этом они не взаимодействуют с чужим человеком, боятся его, не могут играть. Когда мамы приходит за ребенком, он бежит к маме, но в то же время как-то отворачивается, агрессивно себя ведет – бьется, кусается.
4. Дезорганизованный, или патологический тип привязанности – гораздо реже встречается. Ребенок с таким типом привязанности спокойно уходит играть, но при возвращении не подходит к родителям, или сначала идет, но потом застывает на полпути с недоумением на лице, затем может пойти в другую сторону.
От того, насколько надежно сформирована привязанность в раннем возрасте, зависит очень многое, но важно помнить, что ни одна мама не является идеальной. Более того, Вини Котт говорил, что идеальная мама – это очень плохо, потому что такая мать не дает ребенку пространство для развития. Совершая ошибки, мама стимулирует ребенка к самостоятельному поиску решений, и это дает ребенку возможности развиваться. Поэтому мама должна быть достаточно хорошей, но не идеальной.