Найти тему
Налог-Налог.ру

Получили письмо из ОБЭП? Без паники!

Оглавление

Запросы из Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) с требованием предоставить документы или определенные сведения зачастую вызывают у предпринимателей мандраж и панику: почему заинтересовались именно нами? Так ли страшны «письма счастья» от контролирующих органов и как правильно реагировать на получение запроса, читайте далее.

Почему компания может заинтересовать ОБЭП?

Проверки со стороны ОБЭП направлены на выявление и раскрытие экономических преступлений. Это могут быть:

  • уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей;
  • хищения;
  • незаконная банковская деятельность;
  • незаконное предпринимательство;
  • легализация отмывания денежных средств;
  • незаконное получение кредита;
  • неправомерные действия при банкротстве и т.д.

Поводом для отправки запроса являются сигналы, полученные из различных источников (зачастую – анонимных). На официальном уровне сигналы о сомнительных операциях, проводимых организацией, могут поступать из банков, налогового органа или Росфинмониторинга. Все полученные сигналы сотрудники ОБЭП обязаны проверить.

Самый простой и распространенный способ проверки - направление запросов в организацию с целью получения пояснений. По итогам ответа на запрос проверка может быть завершена, а может последовать и инициирование возбуждения уголовного дела по подозрению в совершении экономического преступления.

Как реагировать на запрос?

В первую очередь – не паниковать. Во вторую – тщательно изучить текст запроса. Стандартная его форма, разработанная МВД, содержит следующие сведения:

  • инициатор запроса;
  • основания для истребования информации;
  • перечень необходимых для предоставления документов;
  • контактное лицо в ОБЭП;
  • срок исполнения;
  • ответственность за игнорирование запроса.

Объектом проверки может выступать не только непосредственно сама организация–получатель запроса. Возможно, проверяющих интересует кто-то из контрагентов организации или аффилированные лица.

После определения объекта, необходимо определиться и с временным периодом, который интересует сотрудников ОБЭП. Чаще всего проверка охватывает период в 3 года, но может касаться и в целом взаимоотношений с каким-либо контрагентом на протяжении всего срока работы организации.

Если интересуются контрагентом, необходимо предоставить договоры с данным юрлицом и сопутствующие документы. Если же интерес вызвала именно организация-получатель запроса, необходимо будет предоставить документы о финансово-хозяйственной деятельности за указанный в запросе период.

Не следует игнорировать или затягивать предоставление документов. Если существуют объективные причины, по которым документы не могут быть предоставлены (уничтожение в связи с истечением срока хранения, утрата при пожаре, переезде), следует предоставить пояснения и приложить подтверждающие документы: акт об уничтожении, справку из пожарной инспекции о пожаре и т.д.).

После получения требуемых документов сотрудники ОБЭП могут вызвать сотрудников организации для дачи пояснений или же сами прийти с проверкой в офис или на склад.

Во избежание казусов желательно заранее назначить ответственное лицо, которое будет контактировать с сотрудниками ОБЭП и давать пояснения. Чаще всего таким лицом является юрист организации. Своевременная и полная обратная связь поможет минимизировать дополнительные проверки.

Итоги

При получении запроса из ОБЭП рекомендуем своевременно и максимально полно предоставить информацию по интересующим проверяющих вопросам. Затягивание сроков или попытки скрыть сведения только усилят подозрения и приведут к дополнительным проверкам. Желательно назначить контактное лицо для взаимодействия с сотрудниками ОБЭП.

С нюансами проведения налоговых проверок вы можете ознакомиться в нашей рубрике «Налоговые проверки».