Стихи дети учат всегда, начиная с детского сада. И дерево поэзии можно заводить дома тоже начиная с детского сада. Но интереснее всего выращивать поэтическое дерево становится в младших классах. Потому что дерево поэзии это вроде бы еще и игра, и в то же время уже осознанная учеба, а еще творчество и немножко волшебство. Мы расскажем, какими бывают деревья поэзии, как они помогают заинтересовать детей стихами и покажем, какое дерево растет у нас.
По сути дерево поэзии это большой творческий проект, его размеры будут зависеть от того, насколько много места вы можете отдать ему в комнате или классе (да, его запросто можно завести в школьном классе или группе детского сада или в библиотеке). Кто-то просто рисует силуэт дерева на листе картона и приклеивает его на стену или шкаф. Кто-то делает дерево объемным: ствол из папье-маше или смятой бумаги, листья - из картона или фетра. Кто-то ставит в большую вазу ветки настоящего дерева, сбросившего листву. А если начнете выращивать дерево поэзии перед новым годом, то подойдет и искусственная елочка.
На дереве поэзии располагаются стихи, которые дети читают и учат в течение года. Стихи можно напечатать, вырезать и приклеить на листья из картона или цветной бумаги, которыми и украшается дерево. Если дерево небольшое по величине, то полный текст стихов может не вместиться на его листья, тогда можно ограничиться названиями стихотворений, а их полный текст хранить где-то под рукой рядом. Например, в корзинке с книгами или на полочке.
Стихи, которые учат наизусть, нужно выделить особым цветом, например, красным. А остальные стихи пусть остаются на листочках зеленого, желтого, оранжевого цветов. Конечно, ваше дерево может быть вообще фантастических оттенков, необязательно натуральных цветов. Прочитали с ребенком стихотворение, обсудили его, поговорили о нем и повесили его на дерево. Стихи для заучивания видно сразу, к ним следует возвращаться постоянно, периодически повторять. Обычно дети хотят, чтобы их дерево поэзии обладало густой кроной, и поэтому сами становятся заинтересованы в том, чтобы на нем появилось еще больше листочков. И, соответственно, ищут интересные стихи, которыми хотелось бы украсить дерево поэзии.
Как организовать стихи? Можно просто приклеивать к веточкам листочки в хаотичном порядке, а можно продумать систему расположения. Например, каждую веточку можно назвать именем поэта, и прикреплять его стихи только к веточке с его именем. В этом случае нужно следить, чтобы веточки были уравновешены, чтобы и другим поэтам не было обидно, что их стихи читают меньше, чем стихи других. Другой способ: организовать крону по темам. Можно ориентироваться на программные темы по литературному чтению. Скажем, дерево второклассника будет иметь несколько веточек под стихи разных авторов об осени, несколько - под стихи о зиме, несколько - под стихи о братьях наших меньших, о друзьях, о семье, о героях и т.д…
В нашем доме дерево поэзии висит на стенке шкафа, оно нарисовано на большом листе картона, листочки организуются по темам, которые изучаются по школьной программе: басни в одной стороне, осенняя лирика - в другой, позже к ним присоединятся другие времена года, животные, дети и другие (наше дерево на фото ниже). Проходя мимо дерева и бросив мимолетный взгляд на него, ребенок автоматически возрождает в памяти строчки стихов, которые начал учить или уже выучил. Таким образом, стихи приобретают четкий зрительный образ, а для ребенка с визуальным типом обучения такая ассоциация становится отличным помощником в случае, когда стихотворение нужно рассказать вслух.
Большой плюс такого дерева состоит еще и в том, что оно помогает в буквальном смысле видеть количество пройденных стихов вообще и стихов для заучивания в частности. Объем заучиваемого можно, кстати, посмотреть здесь.
- Жанна Алибулатова