Найти тему
My Live Journal

Живопись Древнего мира (часть 1)

В культурах Древнего мира живопись играла значимую роль. Вспомнить только витиеватые росписи египетских гробниц и храмов, фрески крито-минойской цивилизации и живописные произведения мастеров эпохи Античности!

Живопись Древнего Египта (4 тыс. до н. э. - 4 в. н. э.) стоит особняком, так как подчинена строгим правилам - канонам. Лица, руки и ноги, будь то человек или божество, всегда изображались в профиль, а, вот, верхняя часть туловища - в анфас.

Не только людей, но и природу художники Древнего Египта изображали схематично, хотя порой птицы, животные и растения выходили на удивление правдоподобно.

Нильская охота. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет.
Нильская охота. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет.

Тогда, в те далекие времена, художники еще не научились отображать игру цвета и полутона, потому использовали простые распространенные цвета: черный, белый, красный, синий, желтый и зеленый. Красители изготавливали из минералов - извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Такие рисунки, кстати, долго сохраняли яркость. Для сохранности их покрывали смолой.

Музыкантши на пиру. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет.
Музыкантши на пиру. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет.

В основном, живопись Древнего Египта украшала гробницы, храмы, дворцы и жилища знати. Но рисунки часто изображались и на папирусе - например многочисленные копии священной "Книги мертвых".

В научной среде существует теория, что искусство Древнего Египта повлияло и на живописные произведения острова Крит (2 тыс. до н. э.).

Обитатели Крита переняли у египтян правила отображения тела - совмещение ракурсов в профиль и в анфас. Однако крито-минойская живопись была заметно красочнее схематичной египетской. Росписи были главным украшением дворцовых покоев. Яркий тому пример - Кносский дворец, чьи стены были разукрашены фризами и панелями. Яркие и светлые оттенки в них преобладали. Часто краски не заливали внутренности четких ограниченных контуров, как в египетской живописи, а наносились самостоятельными цветовыми пятнами.

Чаще всего в критской живописи встречается образ быка. По всей видимости, животное было связано с каким-то религиозным культом. Здесь вспоминается древнегреческий миф о минотавре - чудище, являющееся наполовину быком и наполовину человеком, которое обитало в лабиринте на острове Крит.

Игры с быком. Ок. XV в. до н. э.
Игры с быком. Ок. XV в. до н. э.

Также известно изящное изображение женщины, которому археологи дали название "Парижанка".

"Парижанка" Ок. XV в. до н. э.
"Парижанка" Ок. XV в. до н. э.

Однако хочется отметить, что фотографии фресок Кносского дворца - те, что называют "хорошо сохранившимся до наших дней", на самом деле лишь фрагменты произведений искусства прошлого, отреставрированные и дорисованные уже в XX веке.

Именно жители Крита считаются основоположниками техники фрески - росписи по сырой штукатурке. Некоторые фрески поражали масштабами. Для создания таких серьезных произведений искусства требовались красители очень высокого качества, так что, критские художники мастерски набили руку в изготовлении красок.

В красящие минеральные вещества они добавляли различные связующие ингредиенты. В результате цвета получались насыщенными и невероятно стойкими - настолько, что многие фрески смогли сохраниться до наших с вами дней.

Они исключительно декоративны и сильно контрастны по цветам. Скорее всего художники заботились о том, чтобы детали картин были хорошо различимы, поскольку в постройках того времени практически не было окон, а в качестве естественного источника света служил открытый потолок.

Ваза с осьминогом. Середина 2 тыс. до н. э.
Ваза с осьминогом. Середина 2 тыс. до н. э.

Критские мастера преуспели не только в монументальной живописи, но и в росписи керамических изделий. Прекрасным подтверждением тому является ваза с изображением осьминога на фото выше.