Найти тему
Concepture Club

Поп-арт без прикрас. История одной контрреволюции

Поп-арт – одно из наиболее ярких направлений искусства второй половины ХХ века. Во многом именно поп-арт выступает в качестве презентации тех изменений, которые произошли в современном искусстве. Некоторые даже спешат объявить о революции в искусстве, совершенной этим направлением. Однако так ли это? Concepture предлагает вернуть поп-арту его подлинное значение, обозначив его как контрреволюцию в искусстве.

Бунт умеренных

В слове «контрреволюция» не всегда присутствует негативный оттенок, по крайней мере, она тоже бывает ценна своими результатами (для определенных групп). Революцию делают идеалисты и безумцы, контрреволюцию делают прагматики и все те, кто устал от безумств, кто хочет просто пожить в свое удовольствие. Назвать поп-арт контрреволюцией, на мой взгляд, значит вернуть ему его смысл, увидеть его в реалистичных очертаниях и избавиться от ставших незыблемыми стереотипов.

Поп-арт никогда не имел никакой четкой общей идеи, не был он похож и на объединение подвижников или идеалистов. Интересы этих художников были довольно прозаичными, хоть они и формировались на фоне бурлящей и бунтующей молодежи.

Не стоит путать юношеский порыв и бизнес-план. Иногда одно незаметно перетекает в другое, иногда они существуют параллельно, а порой никакого порыва и вовсе никогда не было. В отличие от многих культурных явлений свингующих 60-х, поп-арт с самого начала был имитацией революции, оставаясь в своей сути продуманной системой из пиара, продаж и имиджа (или хайпа, как сказали бы сейчас).

«Три флага» (Джаспер Джонс, 1958)
«Три флага» (Джаспер Джонс, 1958)

Самое худшее, что могло случиться с поп-артом, уже случилось. Его стали героизировать и романтизировать, что еще более глупо и неуместно, чем хвалебный панегирик на похоронах циничного деляги. Худшее для нас, потому как сам поп-арт огорчит лишь падение цен на его произведения.

Что только не приписывают авторам, вроде Уорхола, Раушенберга, Джаспера, Розенквиста и Лихтенштейна – и «арт-революцию», и «оправдание искусством повседнева», и «прорыв к простому человеку», и «глубокую рефлексию массового общества». И всё это вместо того, чтобы воздать должное их иным талантам – умению понять аудиторию, создать свой бренд, организовать свои художественные структуры (да-да, с азартными играми и гетерами)...

Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club

Автор текста Иван Кудряшов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц