Найти в Дзене

Марк Твен «Принц и Нищий»: сказка о воспитании

Оглавление
Марк Твен (наст. имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, 1835-1910)
Марк Твен (наст. имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, 1835-1910)

У Марка Твена была собственная теория прогресса. Он считал, что воспитание человека зависит от его природных качеств и среды. А поскольку жизнь человечества с каждым веком улучшается, значит, и люди тоже должны становиться лучше с каждым поколением. Ему казалось, что если влиять на личность в нужном направлении, то это принесет благо всем людям. Свою идею писатель доказывал наиболее последовательно и стройно в повести «Принц и нищий». В поздние годы он утратил свой энтузиазм и начал подозревать, что улучшение человеческой породы в принципе невозможно. Горькие мысли отравили его последние годы, он начал считать, что весь его творческий путь был путем в никуда. Жаль, что по прошествии ста лет Марка Твена нельзя утешить и ободрить. Пусть ему не удалось исправить человечество, зато своими книгами он давал надежду на лучшее. Таким был бесценный дар, которым Марк Твен был наделен щедро, как никто другой.

Цитата:
«Сытый желудок немногого стоит, когда голодают сердце и ум»

Исторические факты против живых ощущений

Крайняя сентиментальность, идеализм сочетается в творчестве Марка Твена с глубоким пессимизмом и недоверием к человечеству. С одной стороны, он приветствовал прогресс, с другой, – тосковал по патриархальному прошлому. В прошлом он находил много прекрасного и в то же время враждебного человеку – болезни, нищету, войны. В настоящем находил много полезного и разумного, однако считал, что современности недостает былой красоты и гармонии.

Неслучайно у него было такое сложное отношение к исторической художественной литературе. Он смеялся над шаблонностью, предсказуемостью сюжетов Вальтера Скотта и все же возвращался к ним снова и снова. Главная претензия у него была такая: «Легче выкроить семь фактов, чем одно ощущение». Он считал, что точность датировок, фактические события и персонажи ничто, если в книге не воспроизведен живой, настоящий мир.

В своей писательской кухне Марк Твен стремился именно к воссозданию реальности, данной нам в ощущениях. Он часто использовал в своих произведениях чужие сюжеты, не считая это плагиатом. Ведь он до неузнаваемости перерабатывал, переплавлял и осваивал чужой материал. Ему нравились исторические хроники и мемуары, он читал их с огромным интересом, не брезговал и бульварной литературой.

Однажды в библиотеке у родственницы он обнаружил повесть Шарлотты Мэри Янг «Маленький герцог» и с удовольствием прочел ее от корки до корки. Из этой сентиментальной истории он узнал о детстве Ричарда Львиное Сердце, который рано потерял отца и пережил немало трудностей и печалей на пути к трону. Книга так понравилась Марку Твену, что он продолжил знакомство с творчеством этой английской писательницы и прочел еще одну повесть – «Принц и Паж». В ней действует английский король Эдуард I. Во время восстания баронов он бежит во Францию, поменявшись платьем со своим пажом. Так ему удается избежать смерти и с триумфом вернуть свою корону. Сюжеты двух книг Мэри Янг подтолкнули творческое воображение Марка Твена. Особенно заинтересовала его фабула с переодеванием короля.

Цитата:
«Все, что не правда, то – ложь; с этим уж ничего не поделаешь».

Замысел против воплощения

Осенью 1877 года в дневнике Марка Твена созревает идея новой книги: «Эдуард VI и нищий мальчик случайно меняются местами накануне кончины Генриха VIII. Принц в лохмотьях бедствует, а нищий, ставший принцем, терпит муки дворцовой жизни вплоть до самого дня коронации в Вестминстерском аббатстве, когда все разъясняется». Пожалуй, это самый емкий и короткий пересказ сюжета повести «Принц и нищий». Добавить тут нечего.

С этого момента Марк Твен начинает собирать материалы для новой книги. У Вальтера Скотта он заимствует описания костюмов и дворцовых празднеств. Из книги Ф. Керкмана и Р. Хеда «Английский бродяга... Полная история самых выдающихся плутов обоих полов» берет речевые характеристики обитателей Двора отбросов и городской бедноты. Он штудирует Шекспира, труды по английской истории и литературе. Он отправляется на Британские острова и своими ногами проходит по тем местам, которые собирается описывать в книге. Ему удается поучаствовать в торжественной королевской церемонии, и эти впечатления он бережно собирает для своей работы.

Марк Твен писал свою повесть несколько лет, отвлекался на другие проекты, занимался делами фирмы, поэтому его замысел несколько раз менялся. В книге это очень заметно. Поначалу забавные приключения нищего мальчишки Тома Конти в королевском дворце перемежались с грустными событиями, которые происходили с принцем Эдуардом на лондонских улицах. Но уже с середины книги комических моментов становится все меньше, а вместо этого повесть превращается в трогательную историю перевоспитания. Глаза принца Эдуарда открываются, когда он видит масштаб народных страданий, несправедливость судей, спесь аристократии.

Цитата:
«Как же может английский закон предоставлять дьяволу такие права, каких не имеет ни один англичанин?!»
Изд. ЭНАС-КНИГА, в книге использованы иллюстрации Фрэнка Меррилла к одному из первых изданий
Изд. ЭНАС-КНИГА, в книге использованы иллюстрации Фрэнка Меррилла к одному из первых изданий

Сказка против истории

Марк Твен задумывал историческую повесть, а в итоге написал обличительный памфлет, вневременную притчу о природе человеческих страданий и несправедливости мироустройства. Даже завязка в этой книге вовсе не историческая, а сказочная: нигде не объясняется, по какой причине между двумя мальчиками существует такое сильное сходство. Несмотря на подробное описание коронации, судов, королевского двора, историческая подоплека событий остается за границами повествования, как будто реальная жизнь эпохи Тюдоров не интересует Твена.

Кажется, писатель выбрал своим героем принца Эдуарда именно потому, что он был загадочным, почти сказочным персонажем. С его именем было связано немало темных слухов, о которых в повести нет ни слова. Эдуард VI Тюдор умер в семнадцать лет, неожиданно для всех. Причина его смерти была неясна, и некоторое время придворные скрывали факт его кончины, чтобы воспрепятствовать воцарению его старшей сводной сестры – королевы Марии. Из-за этого в народе ходили слухи, что король жив и скрывается. Якобы вместо Эдуарда был убит другой юноша, а сам он уехал в Данию и женился на датской королеве.

Хитрый Марк Твен взялся писать об окончании эпохи самого противоречивого короля в истории Англии, но по сути ничего о нем не рассказал. Генрих VIII появляется в повести на смертном одре. В страдающем, больном человеке нет ничего от великого короля, который изменил облик европейской цивилизации. Генрих VIII предстает перед нами любящим, заботливым отцом. Взрослый читатель прочтет между строк гораздо больше, чем ребенок. Мы знаем, что этот король дорого заплатил за рождение наследника мужского пола. Ради этой цели он женился шесть раз, был предан анафеме католической церковью, послал на эшафот не только лучших друзей, но и свою вторую жену, Анну Болейн. Мы видим старших сестер принца Эдуарда, Марию и Елизавету, но Марк Твен ни словом не упоминает об их будущей смертельной вражде. Несмотря на то что в повести действуют исторические лица, мы почти ничего не узнаем из книги об истории Англии.

Выходит, что Марк Твен не собирался рисовать для читателя историческую эпоху. Для чего же тогда он написал эту повесть?

Цитата:
«Разве у них по одному только платью?» — «Ах, ваша милость, да на что же им больше? Ведь не два же у них тела у каждой».

Илл. Ф.Меррилла
Илл. Ф.Меррилла

Королевский двор против нищей улицы

Повесть «Принц и нищий» Марк Твен писал параллельно с «Приключениями Гекльберри Финна». Если присмотреться, герои обеих книг похожи друг на друга. В образе Гека можно узнать нищего Тома Кенти. Помните, он тоже внезапно разбогател и все равно вернулся к прежней бродяжьей жизни. В образе Тома Сойера можно увидеть принца Эдуарда – те же фантазии, та же оторванность от реальной жизни. Точно так же, как Гек Финн и Том Сойер, герои «Принца и нищего» учатся на собственном опыте и приобретают способность судить обо всем трезво и с состраданием. Они так же добросердечны и чисты, но представления о реальности в начале повести у них искажены выдуманными иллюзиями (как у Тома Сойера) или предрассудками (как у Гека Финна). Испытания учат их понимать жизнь такой, как она есть, чтобы «видеть коряги и подводные камни под гладью реки».

Вначале Принц и Нищий завидуют друг другу. Том Кенти думает, что королям все позволено, что они живут в довольстве и безделье. Побывав во дворце, он понимает, что королевской жизнью управляет долг и ответственность. Принц Эдуард завидует свободе Тома Кенти, которому нет нужды учиться и присутствовать на изнурительных королевских церемониях, следить за своими речами и поступками. Но в конце он узнает, что бедные люди жестоко страдают от бесправия, голода и несправедливости.

Среда меняет обоих мальчиков. Бедный Том Кенти, пока жил во Дворе отбросов, был старательным, честным мальчиком. Но в королевском дворце он постепенно набрался спеси, заносчивости и равнодушия к страданиям других людей – сидя на троне, он отказался признать собственную мать. Принц Эдуард, который от рождения имел великие привилегии, оказавшись за пределами дворца, научился терпеть унижения, быть верным и стойким перед лицом смерти. Именно нищая улица, а не королевский дворец воспитывает из Эдуарда доброго короля.

Вывод Твена ясен: люди не рождаются королями и нищими, таковыми их делает окружающая среда. Это общество делит людей на касты и облачает в соответствующую одежду – символ положения в обществе.

Цитата:
«Горе мне, горе! Как еще эти люди не возьмутся дышать за меня!»
Илл. Ф.Меррилла
Илл. Ф.Меррилла

Марк Твен был убежден, что дети от природы чисты и нравственны. Когда перед его героями встает нравственный выбор, они остаются с неудобной истиной. Том Кенти во время коронации признает истинного короля в нищем оборванце. Гек Финн спасает беглого раба Джима, потому что не может предать друга. Том Сойер, рискуя жизнью, обличает на суде индейца Джо как убийцу из жалости к человеку, которого обвиняют без вины.

Марк Твен всегда смотрел на детей с надеждой. В его глазах ребенок – естественный, неиспорченный человек. Чистое сердце мальчишки способно самостоятельно увидеть вещи в их истинном свете и поменять мир к лучшему. Пусть не сейчас, а через время, когда он вырастет. Именно поэтому большинство его книг были обращены к детству и юношеству. Он хотел помочь маленькому человеку запомнить свое естественное состояние, чтобы, повзрослев, тот не превратился в жертву социальных условностей, не утонул в житейских заботах, сохранил детскую чистоту души. Ради этой высокой цели Марк Твен и писал.

Илл. Ф.Меррилла
Илл. Ф.Меррилла

Приглашаем всех, кому понравилась статья, поставить лайк и подписаться на наш канал.