Найти тему

8 видов голландского натюрморта

Оглавление

Пересчитаем главные направлениями живописного натюрморта в которых работали голландские живописцы XVII столетия подарившие миру основные сюжеты предметной живописи. Кратко опишу основные признаки, упомяну мастеров и посмотрим на примеры.

1. Цветочный

Цветочный букет, из нескольких одинаковых или множества разнообразных цветов, в том числе полевых в вазе, которая установлена в каменной нише в стене или на столе. Рядом с ней могут быть фрукты разной степени спелости. На цветах бабочки и стрекозы. На столе гусеница, ящерка или пустые раковины. Яркие краски, мягкое освещение. Концентрированная красота в чистом виде. Услада для глаз.

Яркие представители данного направления: Амбросиус Босхарт Старший (1573 - 1621) и Балтасар ванн дер Аст (1593/94 – 1657) .

Амброзиус Босхарт Старший.  Stilleven. 1627
Амброзиус Босхарт Старший. Stilleven. 1627
Балтасар ван дер Аст. Цветы и фрукты. 1621
Балтасар ван дер Аст. Цветы и фрукты. 1621

2. Суета сует или Vanitas.

Череп, часто в компании с бедренной костью, лежащий на старых истрепанных книгах. Рядом огарок погасшей свечи. Могут присутствовать молчащие музыкальные инструменты, наброски рисунков, вырванные из книг листы с глубокомысленными цитатами, перевернутый бокал, пустая чернильница. Мрачные краски. Контрастное освещение. Напоминает о смертности человека и тщетности бытия и наводит на глубокомысленные размышления.

Представители направления: Давид Байли ( David Bailly ) (1584 - 1657) , братья Хармен (1612 - 1659) и Питер (1615 - 1654) Стенвейки (Steenwijc) , приходившиеся Давиду племянниками.

Хармен Стенвейк. Vanitas
Хармен Стенвейк. Vanitas
Питер Стенвейк. Ars Longs, vita brevis (Жизнь, коротка, а искусство вечно)
Питер Стенвейк. Ars Longs, vita brevis (Жизнь, коротка, а искусство вечно)

В дальнейшем у данного направления возник подвид условно называемый "кабинет ученого" развивашийся в университетских городах. Глобус, раскрытые книги, измерительные приборы, свернутые в рулоны географические карты. Все это в художественном беспорядке на столе или в углу помещения. Намекает на ученость незримо присутствующего владельца всех этих вещей. Часто на картине изображены раскрытые книги, нотные тетради, записки или распечатанные письма. Эти тексты можно прочесть, а ноты сыграть.

Эверет Кольер (1642 - 1708). Vanitas
Эверет Кольер (1642 - 1708). Vanitas

В дальнейшем этот тип картин дал ответвление в виде картин изображающих атрибуты искусства - кисти, палитры, наброски, папки с рисунками, гипсовые головы или музыкальные инструменты, ноты и проч. все это в художественном беспорядке располагается в мастерской художника или жилище музыканта.

3. Накрытый стол (голл. banketje).

Готовые к приему гостей праздничный стол, накрытый скатертью с разнообразными кушаньями аккуратно расставленными по всей его поверхности непосредственно перед приходом гостей. Чаще всего включает пирамиду сыров, положенных друг на друга, несколько бокалов для пива или кувшин для вина, устрицы, ягодный пирог, экзотические фрукты в вазе и прочая хитрая снедь, все это на дорогой серебряной или оловянной посуде.

Мастера данного направления: Николас Гиллис (1580 – после 1632), Флорис Герритс ван Схотен (1590 – ?) , Клара Петерс (1594-1659)

Николас Гиллис. Накрытый стол.
Николас Гиллис. Накрытый стол.
Клара Петерс. Натюрморт с цыпленком, пирогом и оливками.
Клара Петерс. Натюрморт с цыпленком, пирогом и оливками.
Клара Петерс. Натюрморт с сырами, кренделем и бокалом.
Клара Петерс. Натюрморт с сырами, кренделем и бокалом.

В дальнейшее своем развитии banketje трансформировался в т.н. "завтраки". Стол скромного горожанина, непосредственно после того как он от него отошел от него. Недопитый бокал пива, сельдь на тарелочке, надкушенная булочка, скомканная белая салфетка, несколько пустых раковин от устриц, косточки, кулёк с перцем, нож. И конечно недочищенный лимон. Скромно, демократично, доступно. Картинка из будней обычного городского жителя. Портрет отсутствующего, через картину его жизненное пространства.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт с сыром, маслом и булочкой
Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт с сыром, маслом и булочкой

4. Голландский тональный натюрморт. "Монохромные завтраки"

Развитие направления "завтраков" получило в творчестве первопроходцев данного направления Виллема Клас Хеды (1593 -1682) и Питера Класа (1597 - 1661). Единый колорит и ощущение некоего пронизывающего всю картину общего освещения, общего цветового тона, с некоторыми цветовыми акцентами. Мастера как будто уловили нечто в устройстве мироздания и законах распространения световых волн. Атрибуты те же что и в "завтраках", свет является отдельным действующим лицом. Пестрота отсутствует, присутствует единый колорит объединяющий все предметы воедино. У Хеды и Класа появилось множество последователей.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом-наутилусом
Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом-наутилусом
Питер Клас. Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями. 1640
Питер Клас. Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями. 1640

5. Обманки (голл. bedriegertje )

Искусное изображения предметов на плоскости картины, так что они кажутся и объемными и . Изображение рисунка выполненного на неровном листе бумаги и приколотого к "стене" внутри картины, складывается впечатление что этот листок приколот к стене перед которой стоит зритель. Оптические иллюзии. Картины часто предназначались для установки за стеклянными дверцами шкафа и имитировали "выставленные" там предметы. Картины часто писались с учетом того где они будут расположены и учитывали то как на на них будет падать свет, дабы максимально полно создать иллюзию.

Выдающимся мастером «обманок» был ученик Рембранта Самюэл ванн Хогстратен (1627 – 1678). Весьма убедительные охотничьи «обманки» удавалось создавать Йоханнесу Лемансу (1633-1688), Кристоферу Пирсону (1631 – 1714).

Самюэл ванн Хогстратен
Самюэл ванн Хогстратен
Кристовер Пирсон. Ниша с атрибутами соколиной охоты
Кристовер Пирсон. Ниша с атрибутами соколиной охоты

6. Рыбные лавки. Битая дичь.

Дары моря, самые разнообразные рыбины, большие и малые, морские гады и моллюски выложенные в лавке торговца. Близость моря давала самые разнообразные источники для изображения. Рыбины еще разевают рты, глотая воздух, чешуя блестит, морские гады еще не успели высохнуть. Иллюстрация изобилия и богатства природы, прославление труда морехода и рыбака. "Сухопутная" часть данного сюжета - лавки с битой дичью, демонстрирующий огромное количество разнообразных животных и птиц художественно наваленных в пространстве лавки. Часто рядом находятся алчные кошки, пытающиеся стащить какой-нибудь охотничий трофей или жмущиеся по столом охотничьи собаки пускающие слюни при виде такого изобилия

Признанным мастером тематического натюрморта «рыбная лавка» являлся Абрахам ван Бейерен (1620 – 1690)

Абрахам ван Бейерен. Натюрморт с рыбами
Абрахам ван Бейерен. Натюрморт с рыбами

Непревзойденный мастер натюрмортов с битой дичью и прочими охотничьими трофеями это конечно же Франс Снейдерс (1579 - 1657), фламандский живописец. Его работы не только сложны по композиции и составлены из большого количества объектов, но и достаточно велики по размерам. Например вот эта картина из собрания Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина:

Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем
Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем

7. Кухонный.

Изображение кусочка кухонного интерьера голландского дома, с изображением разнообразной посуды и прочей кухонной утвари, которая с тех пор не сильно изменилась, вперемешку с продуктами, которые хозяйка изготовилась приготовить, но куда-то отошла. Часто на нее намекает оставленный на столе ключ или их связка. Картина скромной и упорядоченной жизни, скромное обаяние бюргерского быта.

8. Роскошный.

Пик развития всего жанра вообще. Самые дорогие и искусно изготовленные предметы, экзотические фрукты на фоне редких тканей и драпировок и все это исполненной на высочайшим уровнем мастерства. Серебряные, золотые кубки и чаши, китайский фарфоровые вазы, тончайшее стекло, персидские ковры и прочие предметы доступные голландским торговцам и мореходам. Золото сверкает, серебро холодит, стекло блестит и отражает другие предметы, фрукты источают аромат, бархат мерцает и переливается. Зримо ощутима фактура разнообразных поверхностей, свет падает откуда-то всержу и многократно отражаясь от прежмета к предмету рассеивается и падает на стену давая сложные тени. Настоящее наслаждение для искушенного зрителя.

Первопроходцем нового вида натюрморта стал Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) , выдающимся мастером данного направления является Виллем Кальф (1619—1693).

Виллем Кальф. Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей
Виллем Кальф. Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей
Виллем Кальф. Натюрморт с кувшином, сосудами и гранатом
Виллем Кальф. Натюрморт с кувшином, сосудами и гранатом

Что почитать:

* Юрий Тарасов. Голландский натюрморт XVII века. изд-во Петербургского университета. 2004. ( это самая лучшая книга на данную тему, которую мне довелось читать, очень рекомендую, но требует некоторой подготовки, очень большой фактический материал, но иллюстрации ч\б и низкого качества)

Юрий Кузнецов. Западноеевропейский натюрморт. Л. 1966. (альбом цветных иллюстраций + текст, основной упор на картины находящиеся в отечественных музеях, охват от первых натюрмортов до XX века)

Подписывайтесь, чтоб ничего не пропустить. Буду рад вашим комментария с обратной связью.