Известно, что ещё до начала Великой Отечественной войны (22.06.1941 г.) как минимум четверо немецких солдат перешли границу и сообщили советскому командованию о скором вторжении Германии в СССР. Однако, за исключением одного единственного человека, о них неизвестно практически ничего.
Этим единственным является ефрейтор Альфред Лисков, который вечером 21 июня переплыл пограничную реку Западный Буг и сдался советским пограничникам. На допросе он заявил, что германское вторжение начнётся буквально через несколько часов. Об этом сообщили Г. Жукову – начальнику Генштаба Красной армии.
В своих мемуарах Жуков пишет, что после этого у него отпали все сомнения в скором нападении Германии. Правда ничего, чтобы подготовиться к этому самому нападению он почему-то не предпринял. Так что оставлю заявление Жукова на его совести – это тема отдельного разговора. Здесь же я расскажу вам о том, как перебежчик Лисков «дошёл до такой жизни» и о его дальнейшей жизни в СССР.
ПЕРЕБЕЖЧИК
Альфред Лисков родился в малоимущей немецкой семье разнорабочего и уборщицы. Поэтому сразу после окончания школы он пошёл работать столяром на мебельную фабрику. Как это часто водится у потомственных пролетариев, нужда подтолкнула его проникнуться коммунистическими идеями о всеобщем равенстве и братстве.
Причём Лисков высказывал такие радикальные идеи, что его побаивались даже соратники по компартии. Один из его бывших товарищей вспоминал:
«Даже среди коммунистов Лисков выделялся своими непримиримыми идеями. Ещё до начала войны он призывал нас «идти на баррикады». А кроме того, был уверен, что мы должны почитать его как вождя».
Оказавшись на Восточном фронте, Лисков, как уже говорилось, 21 июня переплыл приграничную реку и добровольно сдался в плен. Примечательно, что его командир ничего не заподозрил, видимо посчитав, что ефрейтор утонул при ночном наведении моста через реку. Поэтому внёс его в списки пропавших без вести.
И лишь в июле над позициями немецких войск советские самолёты стали сбрасывать листовки с воззванием Лискова (и его фотографией) к солдатам переходить на сторону Красной армии.
Естественно, что Лисковым заинтересовалось гестапо. Последовали допросы знакомых, родителей, бывшей жены (которую Альфред оставил с сыном за три месяца до своего побега). Вот тут-то и выяснились прокоммунистические симпатии Лискова. Кстати, никого из его близких гестапо не подвергло суду и не отправило в концлагерь как неблагонадёжных. Но это так, к слову...
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
А как же сложилась судьба ефрейтора Альфреда Лискова в СССР? Поначалу вполне благоприятно.
Естественно, что в политуправлении Красной армии Лисковым очень заинтересовались. Оно и понятно: немецкий пролетарий, антифашист, коммунист, да ещё и добровольно перешедший на сторону Советского Союза. Поэтому на него была возложена задача антифашистской агитации среди солдат действующей германской армии и среди немецких военнопленных.
И Лисков включился в работу самым активным образом. Он составлял тексты листовок, совершал агитационные поездки по стране, публикации с его фотографиями постоянно появлялись в газетах.
Лисков стал членом Коминтерна и даже близко познакомился с его руководителями: В. Пиком, Г. Димитровым, Д. Мануильским, К. Готвальдом и другими. По-видимому, это обстоятельство и сыграло с ним скверную шутку. Столкнувшись с реалиями социалистического государства, а не с мифологизированными представлениями о нём, Лисков был разочарован.
По крайней мере троих из лидеров Коминтерна (Димитрова, Мануильского и Тольятти) он обвинил в отступлении от коммунистических принципов. В результате уже в сентябре 1941 г. самом Коминтерне была создана спецкомиссия для рассмотрения деятельности Лискова. Выводы этой комиссии были переданы не куда-нибудь, а в НКВД.
Лисков не унимался и далее пошли взаимные доносы... Особенно не сложились у него отношения с Г. Димитровым. Лисков доказывал, что настоящий Димитров был якобы убит фашистами ещё в 1933 году, а сейчас в руководстве Коммунистического интернационала находится его двойник – тайный агент Гитлера. Тогда номенклатура Коминтерна заклеймила Лискова как фашиста и антисемита.
В конце-концов в январе 1942 г. Лискова арестовали органы НКВД. Дальнейшая его судьба довольно туманна. По одним данным он удачно симулировал душевное помешательство и был освобождён от ответственности. По другим – был реабилитирован, но не допущен к дальнейшей работе агитатора. Но все сходятся в том, что Лисков был направлен (или сослан?) в Новосибирск, где в 1943 г. его следы окончательно теряются.
Вот такая вот необычная судьба самого знаменитого немецкого перебежчика Великой Отечественной войны...
..................................................
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
● «Командир Р.» – любимый маршал товарища Сталина
● Как советский лётчик-ас А. Покрышкин сбил советский же бомбардировщик...
.............................................
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/