Найти в Дзене
ПостПед

Как удлинялось детство

Оглавление

Понятие «детство» прошло долгий путь становления сквозь исторические периоды. Я расскажу вам о том, какой длиной было детство раньше и почему оно увеличивало временные границы.

Одним из самых известных исследователей детства как культурно-исторического феномена является французский историк Филипп Арьес. Для изучения временных границ детства в разные эпохи, он анализировал произведения искусства, то есть живопись и литературу древности, а также письма людей прошлых времен. Интереснейшим фактом стало то, что до 13 века на картинах художников детей не было. Возможно, это связано с тем, что в те времена не считали, что ребенок может быть личностью, заслуживающей внимания и увековечивания на холсте. Если дети появлялись в работах художников, то только как меньших размеров взрослые.

Арьес таким образом заключил, что детство удлинялось за счет «надстраивания» социальных особенностей одного исторического периода над другим.

Говоря об отечественных достижениях в области данного вопроса, нельзя не упомянуть работы советского психолога-педагога Даниила Борисовича Эльконина. Он считал, что особенностью человеческого детства является факт абсолютной беспомощности рождающихся детей, в отличие от детенышей животных, которые с первых минут жизни могут инстинктивно удовлетворят свои потребности. Чем выше существо стоит в ряду животных, тем большим количеством знаний ему нужно овладеть для состояния взрослости, а значит, тем длиннее должно быть его детство.

На основании работ Эльконина, современный российский психолог Владимир Товиевич Кудрявцев выделил следующие исторические типы детства:

1. Квазидетство

или первобытное детство. Дети не считаются особым сообществом, их жизнь проходит также, как у взрослых. Данный этап перестает существовать, когда происходит улучшение орудий труда. В древности особых детских игрушек не было. Все, чем дети «развлекали» себя было лишь уменьшенными копиями орудий труда взрослых. Таким образом они сразу включались в жизнь старших, постигая особенности работы: охоты, собирательства, ведения домашнего хозяйства. Когда орудия труда стаи более сложными, дети перестали справляться с ними без специального обучения.

2. Неразвитое детство

(Средние века, Новое время). Дети выделены как особое сообщество, и теперь их основное задача – войти во взрослое общество. Помощником в этом служила ролевая игра, где выполняя определенные правила и пользуясь специальными инструментами-игрушками, дети постигали особенности того или иного вида деятельности. Считалось, что ребенок социализировался, когда он усваивал необходимые навыки работы, различия в социальных ролях.

3. Развитое детство (Современность).

С усложнением структуры социально-трудовых отношений в мире, детство стало порой творческой. Ребенок сам должен постичь мотивы и смыслы деятельности взрослых, свободно самоопределиться, освоить культуру как многомерную систему.

Пишите в комментариях, если хотите прочесть о том, какие возрастные рамки у детства принято выделять в настоящее время.

Если статья была вам интересна, то не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал. Всем знаний!
-2