Найти в Дзене
В мире искусства

Углубление идейно-художественного содержания комической оперы.

Появляются комические оперы насказочно-фантастические сюжеты («Прекрасная Арсена» Монсиньи, 1773), на сюжеты историко-героические («Ричард Львиное Сердце» Гретри, 1784), и мелодраматические («Нина, или безумная от любви» Далейрака, 1786). Но все же народно-бытовая основа комической оперы остается преобладающей, как и законченные музыкально-вокальные и танцевальные номера, идущие еще от «водевилей» старых ярмарочных театров.

Появляются комические оперы насказочно-фантастические сюжеты («Прекрасная Арсена» Монсиньи, 1773), на сюжеты историко-героические («Ричард Львиное Сердце» Гретри, 1784), и мелодраматические («Нина, или безумная от любви» Далейрака, 1786). Но все же народно-бытовая основа комической оперы остается преобладающей как и законченные музыкально-вокальные и танцевальные номера, идущие еще от «водевилей» старых ярмарочных театров.

Углубление идейно-художественного содержания комической оперы накануне французской революции 1789 года шло параллельно с музыкально-драматической реформой Глюка в области лирической трагедии. Оба явления были различными сторонами одного процесса – процесса становления и утверждения нового художественного миросозерцания на ответственнейшем поворотном моменте истории. Французскому третьему сословию так же нужна была своя идейно и художественно полноценная комическая опера, как и своя героическая музыкальная драма.

Создателем последней явился Христоф Виллибальд Глюк (1714–1787), завершивший в своем творчестве столетнюю эволюцию лирической трагедии и превративший этот крупнейший музыкально-драматический жанр в могущественное оружие буржуазного просвещения в его борьбе накануне первой французской революции за новую эстетику, против всех пережитков и условностей «старого порядка».

Глюк во всей своей музыкально-общественной деятельности был подлинным буржуазным реформаторам. Он не просто писал новые оперы, но по-новому работал с актерами-певцами и оркестром, выступал в прессе, заводил связи с крупнейшими общественными деятелями и художниками.

Не будучи французом, Глюк только во французской столице мог найти подходящие условия для своей практической деятельности оперного реформатора. Страсти парижан в дискуссиях вокруг принципиальных вопросов оперного искусства все время подогревались. Оперный фронт оказался чрезвычайно боевым. С момента появления в Париже Глюка и первого показа его реформаторских опер этот фронт получил еще большую политическую остроту.