Найти в Дзене

Парадокс Левинталя и сценарная индустрия

В 1968 году американский молекулярный биолог Сайрус Левинталь обнаружил, что промежуток времени, за который полипептид приходит к своему скрученному состоянию, на много порядков меньше, чем если бы полипептид просто перебирал все возможные конфигурации (около 10 в 100 степени).

Если сильно упрощать, то белок выстраивается в свою довольно сложную скрученную и достаточно устойчивую структуру гораздо быстрее, нежели это происходило бы путем простого перебора молекул.

Более того, если его «рассыпать», то он опять собирается в почти такую же спиральку – только всегда немножко другую.

Можно предположить, что существует некая модель, некая изначально заложенная структура, по которой собирается белок.

Или – само устройство молекул таково, что, вступая во взаимодействие, они неизбежно выстраиваются в подобную структуру.

Конечно, поведение случайных объектов в ультраметрическом пространстве меня интересует только в прикладном смысле, а никак не в научном.

Потому что любая сложная система (человеческое коммюнити в том числе) ведет себя более-менее так же. Как только объектов больше двух, тут же создается некая иерархия. Причем речь идет не о том, «кто главнее», хотя на первый взгляд может показаться именно так. Оппозиция «воин-вождь» работает только пока мы имеем дело с двумя людьми. По мере того, как их становится больше, появляется «шаман», «учитель», «мать», «земледелец» и вся иерархия очень усложняется. И кто главнее – «шаман» или «мать» - это уже большой вопрос.

Конечно, можно предположить, что на вершине иерархии оказываются лучшие представители коммюнити. И есть множество теорий на этот счет и ни одна из них ни в один момент истории не подтверждалась практикой. На вершине ни разу не оказывался лучший человек в данном обществе. Так же как в библиотеке под буквой «А» не может оказаться лучшая книга в библиотеке. То есть критерием в выстраивании иерархии является не, условно, «качество», а что-то совсем другое.

При денатурации (революции, кризисе), иерархия рассыпается и затем очень быстро выстраивается новая иерархия, чуть-чуть другая. И каждый отдельный человек в этой иерархии может оказаться только на том месте, которое ему подходит в данный конкретный момент. Если он оказывается не на своем месте – при следующем кризисе он вылетит.

То есть. Если вам кажется, что вы занимаете не то место, которое вы хотите, вам нужно измениться самому. Стать подходящим для места, на которое вы метите. И тогда при следующем кризисе вас как бы само собой принесет туда, куда надо.

Если вы попытаетесь занять чужое место, вам придется потратить для этого слишком много усилий и результаты вас не порадуют. Долго вы на чужом месте не усидите.

Именно с этим связано то, что многие авторы никак не могут найти свое место в той или иной индустрии (например, сценарной). Они тратят силы на то, чтобы занять чужое место вместо того, чтобы стать таким, чтобы это место «как бы само собой» стало вашим.

И «писать надо лучше» очень часто здесь совершенно ни при чем.

Ваш
Молчанов

Наука
7 млн интересуются