Сергей Собянин выиграл выборы мэра Москвы 2018. Как ему это удалось? Сработал целый ряд факторов.
Фактор 1. Видеоролики и поддержка звезд
Бюджет рекламной кампании Сергея Собянина не раскрывается, но агентство Motive сняло для нее два высококачественных ролика. Первый ролик содержал монолог Собянина о любви к Москве. Во втором ролике этот монолог произносили уже различные столичные знаменитости.
Таким образом в предвыборной агитации за Собянина приняли участие поп-звезды, театральные деятели, режиссеры и иные селебрити, в том числе актеры Владимир Машков, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Инна Чурикова, писательница Татьяна Устинова, комик Сергей Светлаков, певец Дмитрий Маликов.
Фактор 2. SMM
Собянина рекламировали и в социальных сетях, причем задолго до официального старта предвыборной гонки — еще в 2016 году. Под эту задачу выкупались раскрученные сетевые группы, нанимались тролли и боты. Почти под каждым постом о Собянине в социальных сетях появлялись восторженные комментарии о том, «как преобразилась Москва», каким комфортным городом она стала и т. д.
Публиковались заказные новости. На пиар в одной только соцсети Вконтакте было выделено не менее 15 млн рублей.
Фактор 3. Крупа и крышечки
А уж накануне выборов стало доходить до нелепого и обидного: старикам от имени мэра Собянина разослали паек: гречку, дешевую кабачковую икру и сгущенку (фирмы «Эко» и «Главпродукт»), а главное, ворох крышек для банок с розовыми сердечками.
Трудно сказать, что это было — подкуп избирателей или издевательство.
Фактор 4. Отсутствие конкуренции
Соперники Собянина были подобраны тоже умело. Ему противостояли почти не появляющиеся в СМИ и никому не известные Вадим Кумин, Илья Свиридов, Михаил Дегтярев и Михаил Балакин. Не было на этот раз в списке кандидатов скандального оппозиционера Алексея Навального, не допустили к выборам и популярного блогера Ильи Варламова.
К Варламову и Навальному можно (и нужно) относиться критически, но стоит признать, что это известные и популярные фигуры, и они могли бы составить настоящую конкуренцию Собянину, в отличие от невзрачных Кумина и Свиридова. Можно сказать, что, выдвинув таких безликих кандидатов, системная оппозиция даже подыграла Собянину.
Фактор 5. Явка на выборы мэра Москвы
Отсутствие настоящей конкуренции и хоть какой-то интриги обусловило и крайне низкую явку — 32,07%. Показатель совпал с явкой 2013 года. Результат выборов был настолько предсказуем, что разочарованные москвичи предпочли просто не ходить на выборы. Наиболее протестная и недовольная часть электората вместо этого пошла на организованные несистемной оппозицией митинги против пенсионной реформы.
Фактор 6. Путин и «час тишины»
8 сентября, в день перед выборами, когда объявляется так называемый день тишины и всякая агитация запрещена, Собянин «вдруг» оказался в центре внимания СМИ да еще и в обнимку с президентом РФ Владимиром Путиным. На этот день было предусмотрительно назначено торжественное открытие концертного зала в парке «Зарядье».
Парк «Зарядье» - помпезный проект, призванный продемонстрировать заботу о Москве со стороны администрации и отвлечь внимание СМИ от проводящейся в Москве «реновации» пятиэтажек. Так что появление Собянина на всех телеэкранах именно в связи с парком «Зарядье», конечно, было не случайно.
На бесчисленные нарушения Собяниным правил предвыборной гонки и злоупотребление служебным положением указывали даже его соперники, подавали иски. Но молчание ответственных инстанций также можно записать в один из факторов победы Сергея Семеновича.