Роман "Мастер и Маргарита" исследовали многие литераторы, но до сих пор не расшифровали все, что автор хотел донести до читателя. Есть несколько подсказок, помогающий наиболее полно понять данное произведение.
1. Мистификация.
В романе главную роль играет вовсе не то, что вынесено в название. На самом деле это переосмысление легенд о Боге и Дьяволе, и прежде всего о втором.
2. Воланд.
Это персонаж, воплощающий образ Сатаны, который также вмещает в себя черты некоторых языческих божеств. Вопреки канону, Воланд не является злом, наоборот, скорее напоминает мессию, вершит справедливость и не является негативным персонажем. Некоторые считают, что в нем отображены черты Сталина. В любом случае, это самый неоднозначный персонаж романа.
3. Свита Воланда
Это существа, которые занимаются "черной" работой, развлекаются и ведут себя как настоящие черти. Их прототипы тоже неизвестны точно, но в каждом из них можно найти черты разных языческих божеств. Несмотря на их недобрые дела, никого из них нельзя назвать злым, наоборот - они вызывают симпатию, что также непривычно для отрицательных персонажей.
4. Маргарита.
Женственная, любящая женщина, готовая ради своего мужчины на сделку с дьяволом и смерть. Ее называют "светлой королевой Марго", но на деле в ней больше темных черт. Ее образ сложен из нескольких реальных людей: последней жены самого Булгакова, королевы Марго - жены Генриха IV и Маргариты Наваррской.
5. Сопоставление Москвы с Ершалаимом.
Время, в которое происходят событие, является важным ключом к пониманию романа. Исследовали пришли к выводу, что речь идет о Страстной неделе 1929 года, когда погода в Москве соответствовала той, что описана в тексте. Та же погода была и в сюжете ершалаимских глав.
6. Влияние Густава Майринка.
Это австрийский писатель, автор "Голема", где герой воссоединяется со своей женщиной на границе миров, и "Белого доминиканца", где звучит фраза о том, что истина не горит, и ее невозможно растоптать, что можно связать с булгаковским "рукописи не горят". Правда, в одни и те же сцены писатели вкладывают совершенно разный смысл.
7. Последняя работа Булгакова
Несмотря на то, что Булгаков работал над этим романом много лет, последняя, итоговая рукопись осталась незавершенной. Это вызывает вопросы, ответом на которые может послужить предположение о том, что ему пришлось подробно изучать множество тем, затронутых в романе. Но также утверждают, что именно эта книга "высосала" жизнь из своего автора, а последние его слова в адрес данной работы были такие: "Чтобы знали...".