Кинороман «Дело было в Пенькове» (1957) на первый взгляд кажется обычной жизненной историей о любви, ревности, колхозных буднях и вечном противостоянии: город VS деревня. Однако при ближайшем рассмотрении сюжет представляет собой тонкую, стильную вещь, нарушающую все каноны советского повествования. Так, главную роль Матвея Морозова по идее должен играть симпатичный, простоватый парень, вроде доменно-фабрично-лесоповального героя-любовника Николая Рыбникова.
Мы же сталкиваемся с феерическим оксюмороном — перед нами тонкое, изысканное лицо Вячеслава Тихонова, сыгравшего впоследствии двух знаковых аристократов — князя Андрея Болконского и Макса-Отто фон Штирлица (или же Максима Исаева, играющего Штирлица на подмостках жизни и смерти). Тихонов-Морозов носит ватник, ушанку, возится в грязюке, изображает пейзанскую незамутнённость.
Далее — антиподы Лариса (отрицательная блондинка) и Тоня (положительная брюнетка). В типовом советском кино, рассказе, фельетоне всегда бывало ровно наоборот — брюнет рисовался алчным, изворотливым, склонным к отвратительным поступкам, и — гнусноватым мещанином. Одним словом — тёмным. Тогда как блондин — это всегда прямодушие, честность, окрылённость, открытость. Иначе говоря — свет.
Сравните с «Весной на Заречной улице» (1956), где рабочий Савченко бросает ухаживания за неумной, земной и при этом — вертлявой Зиночкой (чёрные косы) и устремляется к учительнице Левченко (типаж близкий к Грейс Келли). Каноническая советская фабула выглядела бы так: модненькая брюнеточка в юбке-обтяжке приезжает на село, где ей всё противно, и от нечего делать влюбляет в себя местного простака-ударника.
А тот, помаявшись, остаётся верен умной, трудолюбивой и всё понимающей блонде. В Пенькове — акценты в других точках. Лариса (славянско-нордический вариант) — типовая деревенская бабёшка с узким кругозором, тогда как Тоня (средиземноморский, софи-лореновский тип) — утончённа, прекрасна душой, образованна. Лариса — вся прошлое, Тоня — будущее. Неслучайно городская умница рассказывает Матвею о тракторах и прочих сель-хоз штуках из Прекрасного Грядущего.
Следующий финт — хорошая и вовсе не стиляжная девушка Тоня оказывается причиной размолвки жениха и невесты, но Матвей Морозов, любя Тоню, женится на Ларисе. Обычно глав-герой (раз уж так!) активно порывает с примитивной самкой, чтоб идти рука об руку с индустриальной Принцессой Грёзой — в светлое коммунистическое послезавтра. Но нет.
Морозов остаётся со своей отрицательно-беленькой зазнобой, продолжая, тем не менее, глядеть в сторону положительно-чёрненькой Тони. Параллельно он становится лучше и чище, возвышеннее и работоспособнее - благодаря всё той же городской брюнетке. Но! Он и возвращается из тюрьмы — к Ларисе. Хотя, сел по сути из-за своей неуёмной страсти к Тони. Именно это многократное нарушение догм делало и делает фильм — шедевром.
Зина Корзина (с)