Найти тему

Археологи воссоздали уникальные музыкальные инструменты североамериканских индейцев

Оглавление

Учёные выяснили, что черепахи были не только вкусным угощением для племён североамериканских индейцев. Черепашьи панцири использовали в качестве погремушек и других музыкальных инструментов.

Четыре черепаховых погремушки, привязанных к кожаным леггинсам кожаной ниткой. Внутри раковин находятся плоские камни. Фото journals.plos.org
Четыре черепаховых погремушки, привязанных к кожаным леггинсам кожаной ниткой. Внутри раковин находятся плоские камни. Фото journals.plos.org

Музыка — важная часть многих культур. У музыкальных инструментов глубокая древняя история. В них кодируется смысл, выходящий за рамки звуковых возможностей.

Доктор Таня Перес, сотрудник кафедры антропологии Университета штата Флорида, и её коллега Эндрю Гиллрих-Браун, кандидат наук в Университете штата Вашингтон, изучили использование черепаховых панцирей в качестве ударных инструментов в юго-восточной части США.

Они идентифицировали и проанализировали несколько частичных оболочек Восточной черепахи, найденных на археологических объектах штата Теннесси. Эти артефакты, по мнению учёных, использовались в качестве погремушек.

Раньше панцири черепахи, которые находили археологи, часто оставались без внимания. Считалось, что это остатки пищи. Однако коренное население этого региона до сих пор использует панцирь черепахи для изготовления погремушек.

В конечном счёте исследователи определили, что продовольственное назначение не должно устанавливаться по умолчанию при обнаружении фрагментарных черепаховых панцирей. Вместо этого нужно рассматривать их полную историю и искать концептуальные ассоциации.

Мифология

Черепахи играют важную роль в истории многих коренных народов Америки, но подробно не изучались. Индейские племена считали, что мир был сформирован на спине Великой черепахи.

Это традиционная вера, которой придерживались несколько североамериканских групп, таких как чероки, шауни, ирокезы, москоги и другие племена восточных лесистых местностей, включая алгонкинцев.

Считается, что восточная боксерская черепаха (Terrapene carolina) может путешествовать между мирами над уровнем моря и ниже, что подтверждается их способностью двигаться на суше и в воде.

Черепахи — посредники между двумя мирами. Некоторые группы — посредники между вегетарианскими и плотоядными животными.

Для делавэров Оклахомы «Миф о происхождении» также включает в себя противостояние мужчины и женщины. Поскольку черепаха представляет жизнь и, следовательно, сознание, она также посредничает между мужчиной и женщиной.

Ирокезы вешали черепаховые погремушки на стволы сосен, полагая, что таким образом они прониклись как земной силой, так и силой неба.

Следовательно, черепаховые погремушки имеют свой смысл и являются неотъемлемыми инструментами танцев, обрядов и ритуалов.

Традиционно женщины племён москогов и шауни носят черепаховые панцири с отверстиями, чтобы сохранить ритм, который обычно состоит из восьми нот вместе с барабанами. В северной части Восточных лесных массивов музыканты О-нон-дова-гах использовали черепаховые погремушки в священных церемониях, таких как "великий танец" и "ложные лица".

Кроме того, О-нон-дова-гах использовал различные методы для создания различных шумов погремушек, таких как рулон, щелчок и крушение. Например, во время призыва к табаку и во время обрядов "ложные лица" могут кататься и хватать их погремушки или производить скребущие звуки.

Два типа погремушек

Форма погремушек может варьироваться культурно и географически, поэтому в своём исследовании учёные ориентировались на нательные погремушки, потому что это наиболее распространённый тип музыкальных инструментов, найденных археологами на юго-востоке США.

Два типа погремушек для тела — ножная скоба и одиночная оболочка — известны из этнографических, этноисторических и археологических записей.

Конструкция ножной скобы состоит из верхней раковины и нижнего панциря, связанных и прикреплённых к куску кожи или ткани. В некоторых случаях такая связка состояла из десяти панцирей.

Чтобы надёжно связать верхнюю и нижнюю половину панциря, нужно просверлить 5-7 отверстий внутри периметра. Обычно этим занимались женщины.

Внутрь помещалась речная галька, зубы или семена, для того, чтобы сделать своеобразный трещащий звук. Затем панцирь закрывали и крепили к коже или ткани, используя те же просверленные отверстия.

Второй тип изготавливался так же, как первый, но крепился не к коже или ткани, а привязывался к рукам или ногам.

Где археологи находили погремушки из панцирей черепах

На юго-востоке США погремушки находили в захоронениях, относящихся к архаическому (8000-1000 годы до нашей эры), лесному (1000 год до нашей эры - 800) и позднему доисторическому миссисипскому периодам (800-1500 годы).

Панцири находили в восточной части США, включая Энсуорт в Среднем Теннесси и остров Хайвассее в Восточном Теннесси, Эппл Криик в штате Иллинойс и в Зебри в Арканзасе.

В штате Теннесси чаще всего встречаются погремушки, которые размещали в ногах человека в захоронениях. Примечательно, что большинство таких захоронений были женскими.

Археологические памятники, упомянутые в тексте. Кружочками обозначены современные города, а треугольниками — археологические памятники. Фото journals.plos.org
Археологические памятники, упомянутые в тексте. Кружочками обозначены современные города, а треугольниками — археологические памятники. Фото journals.plos.org

Если человек был похоронен с более чем одной черепашьей погремушкой в ногах, можно предположить, что они крепились вместе на одном куске кожи или ткани. Так, археологи нашли десять черепашьих панцирей погремушек, скреплённых вместе на поясе, в одном из захоронений на острове Хайвассее.

Четыре археологических образца панцирей черепаховых погремушек, которые использовались для экспериментального воссоздания артефактов. Фото journals.plos.org
Четыре археологических образца панцирей черепаховых погремушек, которые использовались для экспериментального воссоздания артефактов. Фото journals.plos.org

Во время археологических раскопок часто находят полные, частичные и фрагментарные панцири черепах различных видов. Многие останки выкапывают в мусорных ямах. Но если их не находят в захоронениях, то чаще всего не идентифицируют как останки погремушек.

Черепашьи панцири, извлечённые из мусорных ям, напольных и других внутренних отложений, могут быть пищевыми отходами, сломанными музыкальными инструментами или каким-либо другим типом артефактов.

В идентификации помогут несколько линий доказательств, включая экспериментальную археологию, этнографические этноисторические документы, а также образцы современных погремушек, сделанные из панцирей.

Экспериментальная археология: воссоздание черепаховых погремушек

Экспериментальная археология — процесс воссоздания древних артефактов или сооружений с целью определения возможных методов их производства и использования.

Например, экспериментальная археология может показать, как сделать определённый тип артефактов. Хотя исследователь может найти один правильный путь к созданию артефакта, возможно, есть и много других инструментов и методов, которые могут быть использованы для получения того же конечного результата.

Предыдущие экспериментальные исслдеования древней жизни на юго-востоке США были посвящены таким темам, как архитектура, татуаж, керамика, каменные инструменты.

Для исследования погремушек экспериментальная археология использовалась, чтобы понять процесс изготовления погремушки и определить возможности сопоставления с другими похожими артефактами.

Археологи ожидали, что сверление и использование панциря в качестве погремушки приведёт к появлению опознавательных знаков: следов сверления, воздействия речной гальки и разрушения внутренней части панциря.

Их цель — повторно воссоздать и задокументировать процесс обработки одного панциря и одного корпуса погремушки, а также определить потенциальные археологические признаки для сопоставления.

Затем археологи сопоставили результаты экспериментального исследования с фрагментарными образцами черепахи, обнаруженными на двух археологических объектах, расположенных в среднем Теннесси.

Инструменты и образцы, используемые в экспериментальном исслдеовании: лук, дрель, просверленный панцирь, речная галька и тростник. Фото journals.plos.org
Инструменты и образцы, используемые в экспериментальном исслдеовании: лук, дрель, просверленный панцирь, речная галька и тростник. Фото journals.plos.org

В результате были установлены несколько характерных признаков для определения панцирей, которые применялись в качестве погремушек, чтобы их можно было отделить от тех, которые использовались в качестве мисок или остались в процессе переработки и потребления черепах в пищу.

Этот список включает пять характеристик:

  • Археологический контекст, например, церемониальные, ритуальные места, захоронения.
  • Черепахи.
  • Элементы скелета: только панцирь и пластрон без других костей.
  • Модификации, например, просверленные отверстия.
  • Привязанные предметы для создания звуков, например, камешки, семена, зубы.

Также на панцирях-погремушках могут быть остатки краски, полученной из сосны или охры. На юго-западе США использовали гудрон, чтобы заполнить отверстия, или цемент.

На панцирях также может оставаться сосновая смола, которая использовалась в качестве клея.

Экспериментальный пластрон, на котором было сделано 4 отверстия. Фото journals.plos.org
Экспериментальный пластрон, на котором было сделано 4 отверстия. Фото journals.plos.org

Инструменты для сверления

В исследовании протестировали два вида сверления:

  • речной тростник и песок;
  • лук и кремневые свёрла.

Предыдущие экспериментальные исследования показали, что речным тростником можно сверлить камни и другие объекты. Была также предпринята попытка использовать лук с речным тростником, но она оказалась безуспешной: нельзя было сохранить устойчивость речного тростника или зафиксировать тростник в одном месте на раковине при использовании лука.

Второй метод заключался в том, чтобы использовать лук и кремневые свёрла. Лук сделали из сосны, сухожилие было искусственным, а сверло из сланца.

Этот метод был более эффективным и результативным из двух. Однако легче было вручную запустить сверло с помощью деревянного посоха и сверлить, чтобы обеспечить устойчивость, а потом добавить лук.

Внутрь погремушки поместили речную гальку, размером от 4 до 8 миллиметров.

В эксперименте использовали образцы панцирей современных черепах, которые умерли от естественных причин и были доставлены археологам.

Весь процесс исследователи фотографировали и снимали на видео.

Микрофотография, показывающая круговую и овальную форму на просверленном отверстии. Фото journals.plos.org
Микрофотография, показывающая круговую и овальную форму на просверленном отверстии. Фото journals.plos.org
Отверстия, просверленные в панцире черепахи. Фото journals.plos.org
Отверстия, просверленные в панцире черепахи. Фото journals.plos.org

Использование экспериментальных моделей

После встряхивания сделанной археологами погремушки примерно 350 раз в течение четырёх минут никаких изменений на панцире не произошло.

В этнографических исследованиях были зафиксированы танцы, длившиеся в течение нескольких часов, некоторые в течение ночи, то есть 12 часов.

Таким образом, дальнейшее испытание погремушки в течение более длительного периода увеличило бы вероятность того, что поверхность будет изнашиваться из-за гальки.

Выводы

Панцири черепах использовали в качестве музыкальных инструментов в течение тысяч лет во всём мире ацтеки, коренные североамериканцы и народы Амазонии, неолитические китайцы, греки и народы, проживавшие вокруг Эгейского моря.

Поскольку черепаха по североамериканским представлениям считалась основой мира, она по представлениям индейцев усиливала духовную энергию церемонии или ритуала.

Панцири были важной часть североамериканской музыкальной традиции. Но из-за своего органического происхождения черепаховые панцири не всегда сохраняют свою целостность. Из-за этого археологи не всегда рассматривают потенциальные функции археологических находок.

Экспериментальное воссоздание погремушек из панцирей поможет отличать пищевые отходы от музыкальных инструментов. Древняя музыкальная культура разнообразна, и археологам нужно искать способы рассмотреть этот важный звуковой аспект культур прошлого.

По материалам journals.plos.org