В России есть масса программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. И работает все это в рамках Федерального закона 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Чиновники регионального и федерального уровня каждый год задаются вопросом - как же помочь малому бизнесу. Не уверен, что на федеральном уровне действительно кого-то заботит малый бизнес. Скорее это выглядит как история "помахать флагом", что мы вот поддерживаем! Денег нет, но вы держитесь)
На региональном же уровне те фонды, которые существуют на текущий момент, действительно стараются помочь малому бизнесу. Я лично вижу перед глазами два региональных фонда - Свердловский и Ульяновский фонды. Они в рамках своих возможностей делают все, что могут. И очень часто делают даже больше, чем могут/должны. В конце этого материала вы найдете ссылку на полный перечень региональных институтов поддержки предпринимательства, которые мне удалось найти.
Но не только об этом я сегодня хотел рассказать. На днях лента ФБ подкинула вопрос от Mary Kantcher. На ближайшие годы поставлены интересные целевые показатели по развитию субъектов МСП по всем регионам и по Свердловской области в частности (см. скрин поста из ФБ, оригинал с комментариями по ссылке.
Мне сразу вспомнилась история про двух дровосеков, правильный выбор пути и целевых показателей. Итак, история:
Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни.
С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия.
Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы.
И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен — приз у него в кармане.
Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.
— Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!
— На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.
Спросите, как эта история пересекается с целевыми показателями по развитию МСП? А очень просто. Разберем каждый отдельный целевой показатель. Но в другой последовательности. И не будем придираться к точности цифр и их взаимосвязи, тк понятно, что эти целевые показатели устанавливались с минимальным включением в процессы самого малого бизнеса.
На 32,7% увеличить обороты субъектов МСП.
Сам по себе этот пункт является, пожалуй, единственным правильным пунктом. Судите сами. Предположим, у субъектов малого бизнеса на треть выросла выручка. Просто предположим, что это случилось и все. Что происходит с остальными пунктами?
На 48% увеличить число работающих в малом и среднем бизнесе. Еще раз напомню, взаимосвязь цифр не обсуждаем, ибо заблудимся)) Увеличится ли число занятых в малом бизнесе, если он на треть вырастет в выручке? С моей точки зрения это очевидно. Но рост вовлеченности персонала будет явно меньше, чем рост выручки. Иначе это не интенсивное развитие, а экстенсивное и пользы ни для предпринимателей, ни для экономики никакой нет.
На 22% увеличить количество субъектов МСП. Напомню, что мы представили, будто выручка у малого бизнеса выросла на треть. Вырастет ли интерес у людей к тому, чтобы идти в малый бизнес, если будет наблюдаться массовый рост этого сегмента? Кажется, что это очевидно! Вода течет под уклон. И если в малом бизнесе рост выручки, то туда однозначно устремятся новые игроки. Понятно, что не все они выживут, но приток будет больше, чем отток.
На 31,5% увеличить объем госзакупок у субъектов МСП. Тут, возможно, сыграет мое искаженное представление о субъектах МСП, но это же мой блог и моя личная точка зрения, так что вот вам мои размышления! Треть экономики страны - это потребительский сектор. Магазины, оптовики и производители товаров народного потребления. Половина всего потребительского рынка представлена малым и средним бизнесом. То есть шестая часть всех предпринимателей, о которых пытается позаботится государство - это ритейл, опт и малые производства тех товаров, которые мы покупаем ежедневно. И вот о каких госзакупках может идти речь, когда мы говорим о 400-500 тысячах небольших магазинов? Что там государство собралось закупать? Максимум это будет касаться небольших производств. Например, молочники, хлебники, мясники, которые поставляют в детские сады, школы, больницы, армию и т.п. Но на треть? Это у нас армия так числом прирасти планирует? Просто я не наблюдал последнее время скачка рождаемости на 30%. Возможно, я что-то пропустил)
Про экспорт писать не буду. Ибо не силен в этой области от слова совсем. Да и не понятно, с чем сравнивать эти 28 млрд. руб.
В качестве итога
Заточить топор и подумать над ключевой целью - залог успеха в этом "соревновании". Если пытаться выполнить все цели, то это гарантированный провал.
Ключевая цель - рост выручки в сегменте малого бизнеса. И это большая и сложная задача. Это "слон", которого надо резать на отдельные "котлетки" и планомерно "поедать".
Какие задачи видны на берегу?
1. Малый бизнес в массе не хочет меняться (я сейчас про свою любимую розницу, 500 тысяч магазинов и 7 трлн. руб. товарооборота). "Я двадцать лет в торговле, я сам лучше знаю что и как нужно делать!". А меняться нужно, тк потребитель меняется. Нужно развернуться к нему (потребителю) лицом.
Очевидная и одновременно недосягаемая истина. Как же сделать так, чтобы предприниматели начали разворачиваться лицом к потребителю? Путей несколько:
- Заниматься образованием текущих предпринимателей. Правда, моя практика показывает, что 90% из действующих предпринимателей не хотят учиться, а если и посещают профильные мероприятия, то не применяют полученные знания.
- Заниматься селекцией предпринимателей и их обучением. Так делают практически все известные мне компании, которые развиваются по модели франчайзинга. Додо пицца Федора Овчинникова. Like (со всеми его ветвями) Аяза Шабутдинова. Хлебница Андрея Гейко. Зорька и Милка Юрия Аронова. Все они выбирают партнеров и обучают их. Я неоднократно слышал от них, что лучшими партнерами становятся новичики в отрасли, а не те, кто #яж20летвторговле .
- Массовое развитие предпринимательства. Тут жарят БМовцы, Синергия и последние пару лет государственная программа "Ты предприниматель". Про эффективность этих историй я рассуждать не буду. Каждый выбирает то, что выбирает. В любом случае, что-то делать лучше, чем ничего не делать и критиковать.
- Развитие культуры. Да, да. Именно культуры. Нет, я не в бреду. Трезвый. Не с похмелья. Ничего такого не курил. Просто недавно прочитал интервью с Михаилом Казиником. Рекомендую погуглить на досуге про него. Вывод сделал простой - развитие культуры в обществе (классическая музыка, живопись, скульптура, театр) позволяет массово наращивать новые нейронные связи в мозгах людей. Конечно, только в том случае, если люди хоть как-то пытаются осмыслить увиденное, услышанное, пережитое. Это ведет к развитию нейроплатичности мозга, что приводит к развитию способности строить сложные цепочки взаимосвязей и увеличивает горизонт планирования. И как результат через 5-10-15 лет объяснять очевидные вещи будет не нужно.
2. У малого бизнеса есть ворох операционных задач, которые сейчас отвлекают от работы с покупателем. То есть операционные издержки съедают энергию и на покупателей не остается времени. И в результате предприниматель более-менее в плюсе только в том случае, если нашел такого продавца, который к покупателям с душой и не злоупотребляет манипуляциями с товаром и выручкой. Какие могут быть сценарии развития?
- во-первых, стоит отказаться от работы с продавцами с хэштегом #яж20летвторговле и самостоятельно встать за прилавок. Как это делают в семейных лавках в Европе и Азии. Сотрудников искать с высоким показателем эмпатии. Это способ получать прямую обратную связь от покупателей. С ними нужно разговаривать! Потом анализировать разговоры и делать выводы, что можно сделать в магазине лучше для них.
- во-вторых (очередность может быть другой, кстати), не гонятся за низкой ценой на товары. Покупатель небольшого магазина будет к нему лоялен в том случае, если на полке будут именно те товары, которые он хочет и именно тогда, когда он пришел в магазин. А не то, что предприниматель нашел по низкой цене. В ценовой войне Магнит и Пятерочку победить сложно. Прелесть небольшого магазина в том, что он может обеспечить подстройку по ассортименту и перечню услуг под конкретных жителей дома/квартала. Услуги, кстати, это очень важный момент. Нужно лишь понять, что может быть интересно вашим клиентам. Сетевой магазин способен предоставить только шаблонную услугу, а маленький может подстроиться под аудиторию. И на этом повороте обойти любого гиганта!
- в-третьих, учет в магазине важен, нужен и может быть реализован просто и без лишних затрат. Для учета нужно минимум времени. Самое сложное в ведении учета - первичный ввод данных. То есть забивать накладные от поставщиков. Эта задачка решается с помощью электронного документооборота. Не нужно сразу все. Сконцентрируйтесь на 3-5 поставщиках, которые делают поставки каждый день. Вторая по важности и сложности история - инвентаризации. Здесь спасет простой график. Например, одна категория раз в неделю. А для того, чтобы пользоваться плодами учета нужно контролировать всего 3-5 ключевых показателей. Упущенные продажи, товары без движения, товары, которые плохо продавались. Это те области, которые принесут результат быстро и ощутимо.
3. Кооперация малого бизнеса. Множество небольших бизнесов, объединенных общей задачей, будут иметь качественно иной уровень эффективности, нежели торговая сеть. Причина проста. В сетевом ритейле структура управления имеет определенную иерархию. Управленческое воздействие преломляется через несколько уровней менеджмента, который, кстати, генерит большой объем издержек в виде ФОТа. Кооперация малых бизнесов не требует лишних управленческих слоев. А уровень вовлеченности на уровне магазина определяется всего одним фактором - степенью вовлеченности предпринимателя. Он своей энергией способен внутри магазина создать все необходимые условия для того, чтобы покупатели были счастливы. А вот задача платформы кооперации - снять рутинные процессы снабжения с предпринимателя. Идеальная схема кооперации выглядит так: крупные и средние дистрибьюторы трансформируются в логистические центры кооперативов, обеспечивая простой процесс снабжения компаньонов (магазинов). Так, чтобы товар всегда был на полке. И поставка была упакована в одну машину по 80% позиций. Чтобы магазину не делать 20 отдельных приемок.
264 инструмента поддержи и развития малого бизнеса:
Как и обещал, все региональные институты поддержки малого бизнеса можно найти по этой ссылке. Их получилось аж 264!! Можно удобно фильтровать по региону. Кстати, многие региональные фонды имеют свои отделения в городах региона. Например, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства имеет отделения в 44 городах области! Практически везде есть инструменты финансирования, которые позволят привлечь деньги на внешнее преображение магазина. Ну или другого бизнеса. Внутренняя трансформация бизнеса - это не вопрос денег. Это вопрос внутренней готовности к изменениям и осознание их необходимости.
Elikoff