Мировые конфликты всегда приводят к большим жертвам, это несомненно. Однако, для многих государств самыми страшными испытаниями на прочность стали войны гражданские. Древний Рим и США, Испания и Россия. В этих многолетних бардаках погибли миллионы. Опасны такие противостояния тем, что враждующие армии становятся неуправляемыми бандами, что тиранят собственный народ. Особенно ярким в этом плане является пример белой Добровольческой армии, которая создавалась своими основателями (Деникин, Корнилов, Алексеев и так далее) из лучших побуждений, но превратилась в отличное прибежище для отморозков всех мастей.
В результате успехов Добровольческой армии, в 1919 году, последняя заняла обширные территории, заметно подросла в численности и приобрела уверенность в победе. Вот только ряды белогвардейцев теперь пополнялись не идейными борцами с большевизмом, но, как правило, либо насильно мобилизованными, либо сознательными «тыловиками». Ребята из второй категории шли к белым, что называется, «пожечь-пограбить». И этот беспредел признавался в итоге самими белыми генералами как одна из важнейших составляющих итогового поражения антибольшевистских сил.
«Взвейтесь, соколы, орлами» — была такая популярная песня, еще времен старой доброй Российской империи. Так вот, правоконсервативный политик времен Гражданской войны, В.В. Шульгин, при взгляде своем (довольно продолжительном) на белогвардейские части, заменил слово «орлами» на слово «ворами». Данный деятель отмечал в своих мемуарах неспособность руководства Добровольческой армии справится с корыстными стремлениями собственных солдат, офицеров и отдельных «полевых» генералов. По мнению Шульгина, население, на первых порах, встречало «белых воинов» с оптимизмом. Но после месяца—двух, проведенных под армией Деникина, крестьяне уже откровенно ненавидели «освободителей. Особенно преуспели в насилии над населением как раз те, кто воевал менее остальных — чиновники, обозники, часть казаков и «туземные» части.
Один из организаторов белой армии, генерал А.С. Лукомский, объяснял разнузданное поведение белых тем, что ранее «добровольцам» приходилось себя как-то снабжать, еще в первые месяцы боев. Ведь никакой организованной материальной базы снабжения у «белых рыцарей» попросту не имелось. А вот барон П.Н. Врангель считал, что грабежи казаков — это стремление поправить собственные хозяйства, разрушенные ранее уже большевиками.
Тот же Врангель, лихой кавалерист, отмечал острую нехватку людей на фронте, в самый разгар важных, решавших судьбу белого движения боев. Все ломились в тыл, сбыть награбленное. На одного белого солдата-офицера приходилось до десяти тыловиков и откровенных дезертиров. Это вело и к стратегическим осложнениям — железные дороги были тупо заблокированы составами с «реквизированным» имуществом. А.С. Лукомский вспоминает об огромном составе одного военачальника, который насчитывал десятки вагонов и мешал другим паровозам въехать в Ростов. Последующие авторы считали, что это был некто иной, как А. Шкуро со своими казаками «на каникулах». Этот бравый кубанский казак станет потом группенфюрером СС в Третьем Рейхе, в годы Второй мировой. Процветали в тылу и пьянство, азартные игры. Этими пороками страдали и многие военачальники-белые. Например, один из руководителей Добровольческой армии, В. Май-Маевский.
Не отрицал подобного поведения своих подопечных и сам Главнокомандующий, А.И. Деникин. Признавая вину подчиненных, он остро переживал и свою военно-политическую неспособность остановить поток бесчинств, творимых его воинством. Короче говоря, командование не смогло сладить с частью военачальников, военачальники — не контролировали собственных солдат. А солдаты, казаки и офицеры, бывшие некогда порядочными людьми и даже героями Мировой войны, в обстановке всеобщего развала массово стали на путь разбоя.
Другие белые армии также могли «похвастаться» большим количеством произвольных грабежей, самосудов и карательных акций. Многие «независимые» атаманы даже превосходили по масштабу злодеяний «добровольцев». Например, чего стоит один только самопровозглашенный «атаман» Анненков. Разброд же тыла, без сомнения, стал одним из наиболее главных факторов поражения белых в Гражданской войне... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.