В погожий осенний день к полицейскому участку районного центра Коростышев на Житомирщине подъехали пять всадников. Подтянутый и стройный немецкий офицер легко соскочил с лошади и направился к входу. Поровнявшись с часовым, он неожиданно выхватил финский нож, и полицай упал замертво. Остальные спутники быстро вошли в помещение. Дремавший у телефона дежурный, увидев наведенные автоматы, поднял руки вверх. В соседней комнате на соломе отдыхали 15 подвыпивших полицейских. Раздалось несколько автоматных очередей, и с ними было все кончено. Перепуганный насмерть дежурный сразу же ответил на все вопросы. Узнав о частях гарнизона, их численности и размещении, партизаны вернулись в лес. Эту дерзкую вылазку возглавлял разведчик Олег Антонович Лукомский из Самарканда.
До 1943 года Олегу не приходилось бывать на Украине. Он родился в феврале 1924 года и вырос в Средней Азии. Его одноклассник и друг Е. С. Строев вспоминает:
Лукомский был очень развитым парнем и многое успевал: читал, изучал дополнительно к школьной программе немецкий язык, занимался на курсах фотолюбителей, посещал шахматный кружок и летно-планерный клуб, где совершил 17 прыжков с парашютом. Он был выше среднего роста, плечистый. Лицо волевое, глаза карие, подбородок чуть выдвинут вперед. Примечательная черта характера — стремление всегда быть первым...
Когда началась война, Лукомский пошел в военкомат, но в армию не попал — мал возраст. Юноша очень хотел чем-то помогать фронту. Он устроился работать кочегаром на санитарный поезд № 324, который 23 декабря 1941 года отправился в первый рейс к прифронтовой полосе. Несколько месяцев Олег находился в пути: поезд доставлял раненых на Урал, в Сибирь, в среднеазиатские республики.
В августе 1942 года Самарканд прибыл представитель из Москвы с целью отобрать комсомольцев и молодежь для работы в тылу врага. В эту группу попали Лукомский и Строев. Через месяц они закончили школу Центрального штаба партизанского движения и были направлены в 3-ю специальную школу, готовившую радистов для партизан. Олег учился с большим желанием, особенно много времени уделял немецкому языку, активно участвовал в общественной работе. В его выпускной характеристике командование писало:
«Лукомский Олег Антонович, член ВЛКСМ с 1939 года, за время пребывания в спецшколе к занятиям относился добросовестно, учился на отлично. Требовательный к себе, активно принимал участие в общественной жизни, был редактором стенгазеты. С поручениями справлялся отлично. Политически грамотный, морально устойчив, физически развит. Может быть использован для выполнения спецзадания».
В середине марта 1943 года, после окончания учебы, Олега откомандировали в распоряжение Украинского штаба партизанского движения. Началась полная опасностей жизнь в тылу врага. Вот выдержки из его майских и июльских писем:
«...бьем немецкую гадину, а также расправляемся с предателями: старостами, полицейскими, бульбовцами, бандеровцами...», «живу, как и в начале своей боевой жизни, в лесу. Продолжаем бить фашистов, пускаем под откос целые составы, поджигаем склады, уничтожаем предателей...».
Сначала Лукомский сражался в составе партизанского соединения Я. И. Мельника на гомельской, а затем на житомирской земле в отряде «Смерть фашизму» № 2, которым командовал А. П. Грищенко. Здесь Олег был назначен командиром разведывательно-подрывной группы.
В Потиевском, Малинском, Чаповичском, Радомышльском и Черняховском районах фашистам не стало покоя от партизан. И в этом была немалая заслуга юноши из Самарканда. В форме немецкого офицера, с гитлеровскими документами и наградами, он ходил в разведку в Коростышев, Малин, Житомир. Здесь стояли сильные вражеские гарнизоны, но это не пугало отважного комсомольца. Лукомский быстро заводил знакомства с немецкими офицерами, играл с ними в карты, посещал кафе и кинотеатры.
Парень он был отчаянный,
— рассказывает А. П. Грищенко.
Бывало, по нескольку дней не появляется в партизанском штабе. А когда возвращался, приносил массу ценных сведений. Как-то Олег сообщил нам, что коростышевский гарнизон готовится к отправке в Киев на соединение с вражескими частями. Оттуда они должны были выступить для борьбы с партизанами. Об этом я сразу же доложил генерал-майору М. И. Наумову. Его кавалерийское соединение встретило коростышевские подкрепления на полпути к Киеву и разгромило их...
Сведения, доставленные Лукомским, не раз помогали партизанам наносить ощутимые удары по гитлеровцам. Так, на станции Головки он узнал о прибытии карательного отряда из Житомира. Олег выдал себя за сына немецкого колониста и предложил гитлеровцам свои услуги, обещая тайными тропами провести их в стан партизан. Через верного человека он предупредил народных мстителей, чтобы они приготовились к встрече. Перед вечером около села Сычевка завязался бой. Партизаны заняли выгодные позиции и полностью уничтожили отряд карателей.
С именем отважного разведчика связана еще одна успешная партизанская операция. Гитлеровцы решили для быстрейшего вывоза продуктов и материалов из глубинных полесских районов соединить станцию Горбаши с городом Малином железной дорогой. Для ее строительства они согнали тысячи женщин, подростков, военнопленных. Но дела на стройке шли из рук вон плохо: люди сознательно не выполняли нормы, да и партизаны дважды совершали смелые налеты.
Для инспекции прибыл высокопоставленный офицер. По его приказу увеличили охрану, усилили контроль за графиком работ. Но на пятый день поверяющий исчез после осмотра участка дороги вместе с командиром группы карателей. Этим «командиром» был Олег Лукомский. В партизанский лагерь он приехал на сверкающей черным лаком машине. На заднем сидении лежали связанный с тряпкой во рту офицер и мертвый шофер. Ночью партизаны уничтожили охрану, освободили военнопленных и местных жителей. Строительство дороги прекратилось.
Вскоре под ударами советских войск гитлеровцы начали отступление. 13 ноября 1943 года был освобожден Житомир. На рассвете 15 ноября Лукомский в немецкой форме отправился на выполнение очередного задания. Недалеко от хутора Науменко, пересекая дорогу, по которой отступали гитлеровцы, он был опознан одним из полицаев.
Олег понял, что деваться некуда:
Живым не возьмете, гады!
— и первым швырнул в них гранату, потом еще одну, открыл огонь из автомата.
Очередь полоснула предателей. Они упали навзничь. Но тут же вражеская пуля оборвала жизнь отважного разведчика. Истерзанное тело фашисты бросили на опушке леса, где в кустах спрятались перепуганные ребята-пастушки. Олега похоронили с почестями в вишневом саду Науменской школы. На братской могиле колхозники в декабре 1943 года поставили памятник — один из первых на Украине памятников воинам, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Советское правительство посмертно удостоило Олега Лукомского ордена Отечественной войны 1 степени. В наградном листе указано:
«Радист-партизан... Храбрый разведчик — неоднократно приносил ценные данные по разведке Малина, Чаповича, района Житомира...».
Недолго, менее полугода воевал самаркандец на полесской земле. Но за это короткое время он успел внести важный вклад в борьбу с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками. Обладая личным мужеством, не зная страха перед врагом, Лукомский остался в памяти народа человеком из легенды...