Ворон является несколько мистической птицей, так как связан с темными аспектами бессознательного (в мифах - с загробным миром) и является их посланником в обычный мир. Таким образом, ворона можно рассматривать как несущего некое известие, и после его появления во сне из бессознательного может всплыть в сознании такая информация, которая по силе своей и влиянию на сложившиеся у вас представления способна изменить жизнь. Поэтому в некоторых сонниках сны с воронами считаются вещими.
С другой стороны, ворон - представитель мира фантазий, как и любая другая птица, правда, несколько мрачных. Образ черной птицы сам по себе символизирует негативное вмешательство. Если она сидит на дереве, то этим олицетворяет родительские аспекты вашей личности, внутреннего Родителя
Само слово "Ворон" в большинстве языков трактуется как указание либо на Крик ворона (в Романо-германских, кельтских, палеосибирских) либо на его окраску (балто-славянских, арабском, китайских языках) . Черный цвет Ворона часто воспринимается как приобретенный от соприкосновения с огнем или дымом, в силу наказания Бога.
Поедание Вороном падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что Ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль - уже не животное но и не растительная пища, поэтому Ворон олицетворяет некий компромисс между хищниками и травоядными. По этому Ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью
Как трупная птица черного цвета со зловещим криком Ворон демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, с кровавой битвой (как уже был представлен мотив выклевывания Вороном глаз у жертвы) , выступает вестником зла. По сколько Ворон, в поисках пищи спускаясь на землю, он связан и с нею; как всякая птица связан с небом. Связь Ворона с этими трема сферами определяет то, что он наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет роль посредника между мирами - небом, землей и загробным (или подземным) царством, являясь таким образом, медиатором между верхом и низом.
Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне, как о мудрой вещей птице. Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью. (Он - "мудрый" шаман, совершающий "безумные" поступки) . Древнейшее сюжетное упоминание Ворона в вавилонском эпосе о Гильгамеше связывает его с мифом о всемирном потопе: Ут-напишти высылает из ладьи, на которой он спасается о потопа последовательно ласточку, голубя и Ворона, чтобы узнать обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а Ворон не возвращается - свидетельство того, что он нашел сушу. В библейском описании все по-другому. Здесь Ворон не вернулся, а посланный вслед за тем голубь прилетел с листом оливы, то есть в полном отличии от вавилонской версии Ворон выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздних еврейской и мусульманской традициях ( Ной проклинает Ворона, делает его черным и благословляет голубя) . В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь - рая.