Найти тему
Русский мир.ru

Ранец, шелк и стропы

Глеба Котельникова помнят тысячи летчиков. Этот человек изобрел парашют

Первая авиакатастрофа в России произошла 7 октября 1910 года над Комендантским аэродромом под Петербургом. "Фарман" капитана Льва Мациевича развалился в воздухе при наборе рекордной высоты в 500 метров. Шансов на спасение у пилота не было. Парашютов и катапульт в авиации еще не знали.

Текст: Михаил Быков, фото предоставлено М. Золотаревым

По тем временам, когда самолеты были в диковинку, такое мероприятие, как I Всероссийский праздник воздухоплавания, явилось грандиозным событием. Перед публикой предстали монстры-дирижабли, аэростаты и главные герои — аэропланы. Последних многие не то что в провинции, но и в столице видели впервые. Праздник, разбитый на три части, продолжался три недели. Комендантское поле посетили 145 тысяч человек. И тут — трагедия, эмоционально перекрасившая восторженное отношение к событию всех — от государя императора до простого питерского обывателя.

Поручик Г.Е. Котельников
Поручик Г.Е. Котельников

Однако смерть Мациевича повлекла за собой цепь событий, принесших огромную пользу всей мировой авиации и спасших жизнь тысячам и тысячам летчиков. Среди прочих зрителей наблюдал на Комендантском поле за полетами ничем не примечательный с виду человек — Глеб Котельников. Впрочем, кто-то мог узнать в нем актера из труппы Народного дома Николая II. Открылся в столице в 1900 году такой огромный театрально-концертный комплекс на Петроградской стороне и быстро завоевал популярность у публики. Но Котельников прибыл в Питер за считаные месяцы до гибели Мациевича и вряд ли успел получить серьезный репертуар.

Среди прочего видел Котельников на празднике воздухоплавания и номер, который исполнял странствующий парашютист Юзеф Древницкий. Изобретенное им вместе с погибшим в 1895 году в Витебске братом Станиславом устройство назвать парашютом в современном смысле слова никак нельзя. Жесткий купол-зонтик в сложенном состоянии привязывали к монгольфьеру (аэростату с наполненной горячим воздухом оболочкой. — Прим. авт.). Затем естественным образом монгольфьер поднимался на высоту с полкилометра. Циркач все это время сидел на трапеции, привязанной к зонтику. Когда приходило время прыжка, смельчак спрыгивал с трапеции, под его весом зонтик отрывался от аэростата и раскрывался. Далее герой падал, не имея ни малейшей возможности контролировать полет. Позже Юзеф усовершенствовал свое "чудо техники". Зонтик стали прикреплять к монгольфьеру специальным замком, который в нужный момент висевший на стропах "парашютист" отщелкивал самостоятельно.

Лев Макарович Мациевич (1877–1910), русский инженер и авиатор
Лев Макарович Мациевич (1877–1910), русский инженер и авиатор

Станиславу повезло 123 раза. На 124-й он разбился. Даже не при самом прыжке, а при подъеме шара в небо, сорвавшись с высоты в полтора десятка метров. Юзеф прыгал долго. Перед I Всероссийским праздником воздухоплавания на его счету было свыше 400 прыжков. Закончил он это дело, едва началась Первая мировая. Умер своей смертью в 1917-м, 50 лет от роду. Задумывался когда-либо Юзеф Древницкий о конструкции парашюта, способного спасать жизнь, а не только подвергать ее риску, сказать трудно. А вот господин Котельников задумался. Именно в день роскошного прыжка Древницкого над Комендантским полем и гибели капитана Мациевича. "Гибель молодого летчика в тот памятный день настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности. Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением нового парашюта", — вспоминал Глеб Евгеньевич много лет спустя.

Глеб Котельников с женой Юлией
Глеб Котельников с женой Юлией

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 января 1872 года в Петербурге. В 1889-м поступил в Киевское военное училище, из которого через четыре года вышел поручиком артиллерии. Напрашивается вывод, что он из военной семьи, так как в России отцы-полковники традиционно отправляли сыновей-кадет в юнкера. На этот раз мы имеем дело с исключением. Отец конструктора, Евгений Григорьевич Котельников, был профессором высшей математики и механики в Санкт-Петербургском земледельческом институте (теперь — Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет. — Прим. авт.). Что вовсе не мешало ему увлекаться сугубо гуманитарными сферами, особенно театром. Страсть супруга к искусству Мельпомены разделяла и мать Глеба, происходившая из семьи крепостного художника.

Мальчик с детства прекрасно пел, играл на скрипке, участвовал в постановках домашнего театра. После переезда семьи из Вильны в столицу мать устроила в квартире другой театр — кукольный. Параллельно с творческими увлечениями Глеба интересовали и сугубо технические вещи. Он всю жизнь что-то изобретал. В 13 лет собственноручно изготовил фотоаппарат, да такой, что, увидев сделанные с его помощью негативы, всерьез увлекавшийся фотографией отец расщедрился и купил сыну дорогую профессиональную модель. Так откуда ж взялось Киевское военное?..

Отец скончался скоропостижно и рано. Семья в одночасье потеряла средства к существованию. Старший брат, Борис, еще только готовился к самостоятельной жизни. И младший, Глеб, принял решение избрать военную стезю. Учеба в училище для семьи необременительна, а там — как получится.

Испытание парашюта РК-1 19 июня 1912 года перед подъемом аэростата. Гатчинский аэродром рядом с поселком Сализи
Испытание парашюта РК-1 19 июня 1912 года перед подъемом аэростата. Гатчинский аэродром рядом с поселком Сализи

Получилось так, что три года поручик Котельников "отмучился" в крепости Ивангород на Висле. Многие, кто прошел службу в русских крепостях в русской Польше, Литве, Белоруссии на младших офицерских должностях, вспоминали эти годы как не самые веселые в жизни. Тяготила не служба, тяготила рутина повседневности. Через три года поручик Котельников вышел в отставку. И по примеру дяди и старшего брата занялся акцизным делом. "В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами". Уже одна эта цитата из книги коллектива авторов "У истоков финансового права" дает понять, насколько "захватывающей и творческой" была работа.

В 1899 году Котельников заканчивает холостяцкую жизнь. Его супругой становится дочь художника-передвижника Василия Волкова — Юлия. Семья быстро пополняется тремя детьми, а потому хлеб насущный оставался главной заботой ее главы.

Французский патент № 438612 на парашют Котельникова, полученный 20 марта 1912 года
Французский патент № 438612 на парашют Котельникова, полученный 20 марта 1912 года

Однако Котельников не забывал о своих увлечениях театром и изобретательством. Всюду, где приходилось жить по роду службы, он находил любительские сцены. И поводы для выдумывания чего-нибудь новенького. Мелких поездок по уезду у акцизного чиновника всегда в достатке. Глеб Евгеньевич использовал в этих целях велосипед. Быстрее и дешевле, чем на лошадях. Но велосипед был непростой, а с приделанным к нему парусом. Поэтому при попутном ветре вполне мог соперничать с редкими в то время и медлительными авто.

В 1910 году Котельников с семьей перебирается в родной Петербург. Сцена в Народном доме не сулила больших доходов, да, видно, за тринадцать лет акцизной жизни выслужил себе отставной поручик какой-то пенсион.

Александр Михайлович (1866–1933), великий князь, российский государственный и военный деятель
Александр Михайлович (1866–1933), великий князь, российский государственный и военный деятель

ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На все про все у Котельникова ушло 10 месяцев. Решение, как это часто бывает, подсказал случай. Как-то взгляд упал на дамскую сумочку, из которой хозяйка доставала аккуратно сложенный шелковый платок. И вот оно — гениальное! Правильным образом сложенный шелк парашюта помещается в заплечный ранец, который открывается в нужный момент при помощи специального приспособления, шелк вылетает наружу, расправляется в струях воздуха, благодаря стропам принимает правильную купольную форму и плавно опускает человека на землю. Шелк — это вам не тяжеленные крылья пропитанного каучуком брезента. А ведь именно этот сложный материал пытались использовать первые изобретатели стационарных парашютов.

Петр Николаевич Нестеров (1887–1914), русский военный летчик, штабс-капитан, основоположник высшего пилотажа
Петр Николаевич Нестеров (1887–1914), русский военный летчик, штабс-капитан, основоположник высшего пилотажа

Первые испытания Котельников проводил весьма экстравагантным способом. Закреплял манекен с парашютом на огромном воздушном змее. При запуске поджигался трут, который через некоторое время пережигал веревку, связывающую змея с манекеном. Тот благополучно возвращался на землю. Убедившись на опытах, что ранцевый парашют можно представить "по начальству", осенью 1911 года Котельников подал заявку в Главное инженерное управление Военного министерства. Ответ не то чтоб обескуражил, но обидел. Заведующий электротехнической частью ГИУ генерал-лейтенант Александр Павлов написал изобретателю: "Возвращая при сем согласно письма Вашего от 11 сего сентября чертеж и описание автоматически действующего парашюта Вашего изобретения, ГИУ уведомляет, что изобретенный Вами "ранец-выбрасыватель" ничем не обеспечивает надежность открывания парашюта после выбрасывания его из ранца, а потому не может быть принят в качестве спасательного прибора... Ввиду вышеизложенного ГИУ предложение Ваше отклоняет". Для справки: нашего "героя", генерала Павлова, во многих источниках именуют инициалами А.П. Так вот, Родина должна знать своих "героев". Звали генерала Александр Александрович.

Михаил Никифорович Ефимов (1881–1919), первый русский авиатор, известный спортсмен начала ХХ века
Михаил Никифорович Ефимов (1881–1919), первый русский авиатор, известный спортсмен начала ХХ века

Котельников, разочаровавшись в поддержке государства, обратился к частному капиталу. Проектом заинтересовался главный управляющий знаменитой питерской гостиницы "Англетер" Вильгельм Ломач и вложил в него собственные средства и связи. А связи у него были колоссальные. Ведь собственниками шикарного отеля были граф и графиня Медем. Короче говоря, Котельников подал заявку на патент во Франции и получил его весной 1912 года.

Уже запатентованное изобретение Глеб Евгеньевич привез в Россию и вновь занялся испытаниями. На этот раз не в "домашних" условиях в Стрельне, а на Гатчинском аэродроме рядом с поселком Сализи, где располагалась Императорская воздухоплавательная школа. РК-1, так назвал своего питомца сам Котельников ("Русский Котельникова первый"), подвергли серьезным испытаниям. Манекен весом 80 килограммов сбрасывали с высоты всего 200 метров, и всякий раз система срабатывала идеально.

Казалось бы, дело за малым. Провести испытания с летчиком-добровольцем, чтобы снять последние вопросы. Тем более что летчики, в том числе знаменитый первый русский авиатор, Михаил Ефимов, отзывались о конструкции крайне благожелательно. Ведь это Ефимов "ронял" манекен над Гатчиной. Одно вызывало у него сомнения. Вес ранца составлял почти пуд. С таким грузом летчику в тесной кабинке аэроплана разворачиваться было бы трудно. Но этот вопрос был для Котельникова из категории, что называется, решаемых. После испытаний на манекене рвался в бой тогда еще курсант Гатчинской летной школы Петр Нестеров. Он публично обратился к Котельникову: "Ваше изобретение изумительно! Разрешите, я немедленно повторю прыжок". Узнавшее об инициативе подпоручика начальство школы немедленно распорядилось посадить его... нет, не в кабину аэроплана, а в камеру местной гауптвахты.

Обложка книги Г.Е. Котельникова "Парашют" (Детгиз, 1943)
Обложка книги Г.Е. Котельникова "Парашют" (Детгиз, 1943)

Очередная попытка убедить Военное министерство в полезности и актуальности РК-1 окончилась неудачей. На сей раз вмешался главный инспектор Императорского воздушного флота великий князь Александр Михайлович. Он был вполне себе "авиационным" человеком и многое сделал для создания русской школы авиации, в том числе военной. Но в вопросе с парашютом показал себя далеко не гуманистом. Вот слова, перечеркнувшие на несколько лет все надежды авиаторов обрести надежного защитника в небе: "Парашюты в авиации — вообще, вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!" Определеннее некуда.

Г.Е. Котельников выступает на Тушинском аэродроме во время слета парашютистов. 1935 год
Г.Е. Котельников выступает на Тушинском аэродроме во время слета парашютистов. 1935 год

ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В конце осени 1912 года во Франции задумали провести необычный конкурс — по моделям парашютов. Ясно, что в Европе изобретатели без дела не сидели. Котельников поехать не смог, а вот его компаньон Ломач, прихватив два аппарата и безрассудно храброго студента Петербургской консерватории Владимира Оссовского, отбыл в Руан. Там-то Оссовский и совершил прыжок с ранцевым парашютом. Первым в мире! Прыгал он с моста над Сеной с высоты всего 60 метров. Шуму было много, однако первый приз достался французскому изобретателю. Хотя по всем техническим параметрам его конструкция уступала РК-1. Приз призом, а французская компания "Жюкмес" внимательно изучила изобретение Котельникова и, не обращая внимания на существование патента, быстренько наладила его производство. Правда, как выяснилось уже во время мировой войны, вовсе не для летчиков, а для наблюдателей-аэростатчиков. Эти специалисты по разведке и корректировке артиллерийского огня ценились очень высоко, польза от их работы была огромна, но гибли они часто. Под Верденом в 1916 году парашюты фирмы"Жюкмес", которые на самом деле были ухудшенным вариантом РК-1, спасли жизнь десяткам обитателей аэростатов.

Девушки-парашютистки из 1-го экспериментального отряда Наркомтяжпрома. Слева направо: Ольга Яковлева, Серафима Блохина, Александра Николаева, Надежда Бабушкина, Муза Малиновская, Марина Барцева. 1935 год
Девушки-парашютистки из 1-го экспериментального отряда Наркомтяжпрома. Слева направо: Ольга Яковлева, Серафима Блохина, Александра Николаева, Надежда Бабушкина, Муза Малиновская, Марина Барцева. 1935 год

В России тем временем проснулись. В 1913 году благодаря таланту авиаконструктора Игоря Сикорского на свет появился первый тяжелый 4-моторный самолет, получивший вскоре имя "Илья Муромец". В начале войны была сформирована эскадра, через состав которой прошло более 70 машин. Экипаж "Муромца" состоял из четырех офицеров. Подготовка летчиков такого класса была очень дорогой. Извините за выражение, штучное производство. И в военном ведомстве вспомнили о Котельникове, который к тому времени был призван в действующую армию и служил в автомобильных частях. Напомнил об РК-1 большим начальникам командир экипажа "Муромец-V" военный летчик Глеб Алехнович. Котельникова отозвали из действующей армии и дали заказ — на 70 экземпляров. Попали парашюты в итоге на борта "Муромцев" или гнили где-то на складах, сказать трудно, так как не зафиксировано ни одного случая их использования. За всю войну был сбит только один бомбардировщик, который над деревней Боруны в Гродненской области Белоруссии атаковали сразу 20 истребителей. Если парашюты и были на борту, в такой боевой обстановке их использование маловероятно.

В следующий раз к Котельникову обратились только в конце 1916 года. Учтя боевой опыт союзников в небе над Западным фронтом, Главное военно-техническое управление Военного министерства (бывшее ГИУ) заказало для воздухоплавателей-наблюдателей 200 аппаратов фирмы "Жюкмес" во Франции и несколько штук РК-1 — у Котельникова. Обучение началось летом 1917 года с... испытаний. Вновь в небо над Гатчиной поднялись манекены. Но надо отдать должное начальству Офицерской воздухоплавательной школы — медлить с обучением людей не стали. Как в случае с экипажами "Муромцев". Один за другим офицеры подавали рапорты на имя начальника школы генерал-лейтенанта Александра Кованько об удачных прыжках с РК-1. Всего таких рапортов оказалось... пять. С "жюкмесами" прыгали куда чаще — 56 раз. В восьми случаях парашютисты погибли. В семи — получили ранения и травмы. Вот такая арифметика!

Почтовая марка, выпущенная в 2012 году к 100-летию изобретения Г.Е. Котельникова
Почтовая марка, выпущенная в 2012 году к 100-летию изобретения Г.Е. Котельникова

О том, как жил Котельников в годы Гражданской войны, почти ничего не известно. Зато в 1923 году он предъявил авиаторам усовершенствованную модель парашюта — РК-2. Через год появилась следующая модель — РК-3. Ее отличительной чертой было то, что твердый корпус ранца был заменен на мягкий. Примерно такой, какой мы видим сегодня в кинофильмах про героические будни ВДВ. Кроме того, Глеб Евгеньевич изобрел парашют-гигант, способный доставить на землю груз весом в треть тонны. Странно, но довольно долгое время советские военные власти шли по дорожке, проторенной неким генерал-лейтенантом Александром Павловым из Главного инженерного управления Военного министерства Российской империи.

Глеб Евгеньевич Котельников
Глеб Евгеньевич Котельников

Покупали все больше псевдофранцузские "жюкмесы" и американские "ирвины". За золото, разумеется. И это несмотря на то, что, отходя от "парашютных" дел и переходя на изобретения в других областях, Котельников передал все свои патенты в собственность советской страны. К началу Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич почти потерял зрение. Остался в Ленинграде. После первой блокадной зимы был эвакуирован в Москву, где и умер в 1944 году, успев надиктовать книгу "Парашют". Она вышла в свет в 1943-м. Вскоре после войны, в 1949 году, деревня Сализи, что под Гатчиной, где проходили первые официальные испытания первого в мире ранцевого парашюта, была переименована в Котельниково, у въезда в поселок стоит стела. На одном из домов 14-й линии Васильевского острова в Петербурге висит мемориальная доска, сообщающая, что здесь с 1912 по 1941 год жил первый конструктор парашюта...

Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. У парашютистов есть поверье. Если к веткам деревьев над его могилой привязать ленточку для затяжки парашютного ранца — будет тебе удача.