Появление и развитие рекламы были вызваны бурным ростом городов, промышленного производства и торговли в России второй половины XIX — начала ХХ вв. Хозяева и руководители промышленных и торговых предприятий, овладевая новейшими приемами ведения капиталистического хозяйства, стали проявлять интерес к рекламе.
В 70-х гг. XIX века на центральных улицах и площадях Москвы, Петербурга и других русских городов появились первые рекламные тумбы и столбы. С этого времени реклама стала не только элементом городской среды, но и своеобразным воспитателем вкусов горожан, характерной чертой жизни и быта людей.
Реклама появилась везде — на фасадах городских домов и заборах, на страницах газет, журналов, в вагонах и на пароходах.
Первоначально самой распространенной формой рекламы были вывески. Они покрывали фасады домов в несколько ярусов, висели над магазинами, между витринами и по бокам дверей.
Н. В. Давыдов отмечал:
«Особенно часто бросались в глаза вывески „табачных лавок“, на которых обязательно сидели по одну сторону входной двери азиатского вида человек в чалме, курящий трубку, а на другой — негр или метис, сосущий сигару...»
Торговая реклама дореволюционной России — явление сложное, его нельзя оценивать однозначно. Рекламный плакат был адресован широким слоям населения с разными художественным вкусом. Поэтому эстетический уровень торговой рекламы — неоднороден: от примитивных безвкусных листков до художественных образцов.
Плакатам, рекламирующим табак, была присуща внешняя навязчивая красивость, экзотичность. Восточные красавицы с кальянами, диковинные звери, необычные пейзажи — обязательные элементы табачных реклам. К курильщикам, как и к любителям пива и вина, обычно обращались женщины, чаще всего, русские красавицы в народных традиционных костюмах.
Многообразие шрифтов, рисунков букв и шрифтовую компоновку торговый плакат перенял от текстовой вывески. Характерной чертой торгового плаката начала ХХ века становится приоритетность текста. Рекламные плакаты часто приобретают форму лозунга.
«Требуйте папиросы „Мерси“!» — призывает товарищество Л. Н. Богданова.
Витрины табачных магазинов выглядели красочно. Они были заставлены табачными упаковками с этикетками русских и иностранных фирм и коробками с папиросными гильзами (в то время многие курильщики сами набивали папиросы). В центре ставили турецкий кальян, а порой вырезанную из дерева голову турка в чалме с папиросой во рту.
Покупатель с доверием относился к товарам, упакованным в добротно и изящно оформленные коробки, банки и футляры. Поэтому предприниматели считали целесообразным тратить деньги на повышение эстетического уровня упаковок и этикеток товаров широкого потребления.
Образцы рекламной продукции из фондов Исторического музея раскрывают многоликий мир торговой рекламы и позволяют рассматривать её как составную часть изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как часть российской культуры.
А мы, дорогой читатель, напоминаем, что курение вредит здоровью!