В спорте есть великие победы. Победы, которые невозможно забыть. Победы, которые всегда с тобой, в твоей памяти, в твоем сердце. Они вдохновляют и окрыляют и, как бы высокопарно это не звучало - помогают жить, идти вперед и не сдаваться. Никогда не сдаваться.
Одно из таких спортивных чудес случилось в финальном забеге на 800 метров на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Травмированный американский бегун Дэйв Уоттл, который практически весь забег шел последним, собрал волю в кулак и буквально на последних метрах дистанции вырвал победу у советского спортсмена Евгения Аржанова.
Посмотрите этот исторический забег.
Но бег - это индивидуальный вид спорта и роль тренера по ходу продвижения спортсменов по дистанции сведена к минимуму.
В командных же дисциплинах, например, в волейболе - именно наставник команды может переломить ход, казалось бы, проигранного уже поединка. Я не могу забыть фантастический финальный матч по волейболу Олимпиады - 2012 в Лондоне.
Если помните, Россия тогда играла с Бразилией и южноамериканцы очень уверенно выиграли первые две партии и даже вели в третьей, но... Случилось чудо. Имя этому уникальному явлению - Владимир Алекно - тренер сборной России. Ему удалось внушить игрокам уверенность, помочь сбросить напряжение и одолеть бразильцев. Матч, как говорят в спорте, получился "валидольным", но очень зрелищным. Я его помню, хотя прошло уже шесть лет. И всегда буду помнить...
Любовь к спорту у меня от отца.
Сначала в 10 лет он привёл меня в спортивную секцию по волейболу к суровому тренеру Владимиру Васильевичу. Впоследствии этот строгий дядька станет заслуженным тренером России, поскольку именно у него начнут свою волейбольную карьеру вице-чемпион Олимпиады в Сиднее и олимпийский чемпион Лондонских игр.
Василич не давал нам спуску. Тренером он был от Бога. Суровым, но справедливым. На соревнования он начал возить нас уже лет с одиннадцати. Где мы только не были. И в Питере, и в Омске, и в Волгограде. Не говоря уже о многочисленных областных соревнованиях. В советское время на детский спорт денег не жалели.
Кроме того, классе в седьмом, я самостоятельно начал заниматься бегом. Мы тогда с отцом бегали по утрам. Правда, он пару раз "рвал" связки, но потом всегда возобновлял пробежки. Отец в молодости на серьёзном уровне занимался разными видами спорта - футболом, лыжными гонками, велосипедным спортом. Даже ядро ему доводилось толкать. То есть, он - спортсмен со стажем. Сейчас, уже в солидном возрасте, он старается, как может, форму свою поддерживать - утром делает зарядку минут по тридцать и крутит педали на велотренажёре.
После седьмого класса я поехал в спортивный лагерь. Мы с одним моим другом Юркой бегали трехкилометровые кроссы каждое утро. А потом вместе со всеми шли на утреннюю тренировку. Потом были еще дневная и вечерняя тренировки. Юрка был классным волейболистом, в нападении играл просто фантастически. Но в лихие 90-е связался с дурной компанией, начал "колоться" и, в итоге, помер от передозировки...
А потом уже в Штатах, по утрам, я бегал с украинцем Андрюхой, КМС по боксу, и австралийцем Эндрю, который профессионально занимался австралийским футболом.
Бег я, практически, никогда не бросал.
Уже в институте, я стал капитаном команды иняза по волейболу и на институтских соревнованиях мы всегда соперничали с волейбольной сборной физмата. Один раз, правда, им удалось нас обыграть и стать чемпионами института.
Игроков двух лучших волейбольных команд приглашали в институтскую сборную, где я тоже становился капитаном. За все годы учёбы нам лишь один раз удалось стать чемпионами города среди высших учебных заведений.
А где-то лет десять назад я увлёкся пляжным волейболом. Участвовал в соревнованиях в своей возрастной группе. Но, после того как получил травму ахиллова сухожилия в Сочи, будучи волонтером в 2013 году, в пляжный волейбол так до сих пор и не вернулся. Прыжки уже не те. Травму я получил, играя в волейбол с молодёжью. Так вот, один молодой и юный, в пылу борьбы "нечаянно" заехал своей бутсой по моему ахиллову сухожилию. Так заехал, что я взвыл от боли. В итоге нога у меня распухла, было больно наступать и я понял, что это не просто ушиб, а что-то более серьёзное... На следующий день меня транспортировали до больницы в Красной Поляне. Дежурный хирург осмотрел мою ногу, отправил на МРТ и принял решение наложить гипс.
- Это необходимо сделать, - убедил он меня.
Случилось это, как раз в середине Кубка Мира по бобслею, на котором я работал спортивным волонтером. После травмы доступ на бобслейную трассу мне был закрыт. Но я не хотел просто сидеть в гостинице. Вечером, когда мне наложили гипс, я на такси съездил в аптеку, купил себе костыли и за вечер научился ими пользоваться.
Через пару дней я уже обходился одним костылем и, на мое счастье, наш куратор предложил мне работу в пресс-центре в качестве IT - специалиста с журналистами и спортсменами из разных стран. Пресс-центром "рулил" молодой француз Дэмиан, который не говорил по-русски и я, фактически, стал его "правой" рукой. Приходилось решать много вопросов связанных с работой журналистов в зоне проведения соревнований. По просьбе Дэмиана я несколько раз общался с представителями службы безопасности. Помню, однажды возникла ситуация с фотокорреспондентом новостного агентства "Рейтерс", который занимался съёмкой, по мнению "безопасников", в неположенном месте. В итоге, после небольшого разбирательства, корреспондент был лишён аккредитации и отстранён от работы.
Через неделю, когда соревнования закончились и нужно было отправляться домой, я сам себе гипс снял, хотя хирург сказал носить его две недели. В самолете с гипсом, да еще и с пересадкой в Москве, было бы сложно ехать.
Месяц после травмы я ходил с костылем, потом хромал, нога болела. Через год вроде боль ушла. И я опять начал бегать, но, к сожалению, "прыгучести", как раньше, уже нет...
На сегодня все, друзья. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Другие истории о спорте и о Китае:
Спортивная Нина
Почему я не съел скорпиона. Про китайскую уличную еду и не только..
“Странный” Китай.
Крест животворящий или: "Дай, дай, денег дай!"
Друг мой, Ричард. (Китайский дневник)
"I am good", "I am down" и еще несколько полезных разговорных выражений американского английского.