Найти тему
Айкидо и Япония

Окинавское направление Дзен

На японском острове Окинава сложилась своя уникальная разновидность практики Дзен. В отличие от большинства других направлений, получивших распространение в Китае и Индии, данная практика складывалась не в монастырских теософических изысканиях, а в условиях реального столкновения с вооружённым противником.

Никакие медленные медитации и парадоксальные диалоги, присущие другим направлениям, не могут спасти жизнь человека, если на него нападает вооружённый самурай. Поэтому на Окинаве сложился Дзен узкой направленности. Это - не абстрактные способы осознать «Вселенское Ничто», а методы решения реальной задачи выживания.

В Китае Дзен со временем ушёл в мистические направления, а в ряде школ – даже в алхимические изыскания, что совершенно бесполезно для жизненной боевой ситуации. В это же время на острове Окинава при помощи техник Дзен решалась совершенно реальная задача: достигая сатори (особого просветления) очистить своё сознание (Му син). Только в таком состоянии, когда психические и физиологические реакции многократно ускоряются, есть шанс победить профессионального воина - самурая.

Состояние «чистого сознания» наиболее полно можно охарактеризовать двумя основными определениями:

1. Цуки-но-кокоро (состояние духа, подобное лунному свету)

Сознание должно быть как свет луны, равномерно льющий свои лучи на всё, что есть на земле. Просветлённый воспринимает противника в целом, не фиксируясь на отдельных его телодвижениях. При этом он уделяет внимание всему комплексу поведения противника и реагирует на него.

2. Мидзу-но-кокоро (состояние духа, подобное водной глади)

Сознание должно быть как гладкая водная поверхность, которая отражает реальность без малейшего искажения. Такое сознание не смущают мысли о способах организации защиты или методах атаки, - эти мысли являются помехой при оценке противника.

И атака, и ответные действия происходят на уровне бессознательного. Очищенное от посторонних мыслей и эмоций сознание просветлённого является отражением гармоничного устройства мира. Атакующий эту гармонию нарушает, а мастер её восстанавливает, причём делает это бессознательно, просто потому, что гармония должна быть восстановлена, иначе будет нанесён ущерб этому миру. Человеческая жизнь становится похожей на медленное течение реки. Противник – это всего лишь камень на её пути: он вызывает волну, завихрение, - и вот уже снова мы видим лишь гладкую поверхность, а вода о встреченном ею препятствии уже не помнит, восстановив свой обычный покой.