В этой статье я предлагаю вам посмотреть цикл гравюр Кацусики Хокусай, где изображена жизнь Японии первой половины XIX в. Вы увидите простых работяг, изящных дам, быт крестьян, жизнь улицы, изменчивость природы на фоне великой и священной горы Фудзи.
Цикл состоит из 46 гравюр, где 36 гравюр основные, а 10 дополнительные. Это связано с их огромной популярностью и спросом у японцев. Самую известную гравюру из этого цикла вы, наверняка, знаете, но я все же советую вам освежить свою память и прочитать "Большая волна в Канагаве" самая знаменитая японская гравюра.
Художник начал работать над циклом "видов Фудзи" в возрасте 70 лет в 1830-м году. На первых 36 гравюрах Фузди показана только со стороны Токио, эта сторона горы считалась "лицевой".
Работы оказались столь выдающимися, что у издательства появились планы расширить цикл до 100 гравюр. Так появились 10 дополнительных видов Фудзи уже с западной "обратной стороны", но художник умер, так и не успев закончить грандиозную работу.
Создание и печать гравюр были довольно трудоемким, кропотливым занятием и проходили в три этапа. Разберем этапы на примере работ Хокусай. Сначала художник выполняет оригинал рисунка кистью с тушью на тонкой полупрозрачной рисовой бумаге.
Затем он передает рисунок гравировщику (резчику), тот переворачивает лист и наклеивает его на тонкую отполированную доску. Затем бумагу обрезают по размерам доски и вырезают «белые» области, получая форму для печати (грубо говоря, остаются только контуры рисунка).
Гравировщик процарапывает поверхность доски с помощью стамески, чтобы потом можно было сделать оттиск. Чаще всего использовали дерево сакуры, т.к. это достаточно твердый материал, на нем можно прорезать очень тонкие линии.
С рисунка делалось несколько черно-белых оттисков, на них были отмечены нужные цвета. Сначала гравировщик подготавливал доску: появлялись контуры рисунка, тексты и подпись художника, затем готовилось красильное дерево (деревянный оттиск), количество образцов соответствовало количеству цветов, каждому цвету соответствовал свой рельеф. Грубо говоря он вырезал до 30, а то и более деревянных печатных форм, каждой форме соответствовал свой цвет.
Например, печатнику нужно перенести на черно-белую гравюру 5 цветов, чтобы одним цветом закрасить зелень, другим голубое небо, третьим синее озеро, четвертым бежевый песок и пятым темно-коричневым, чтобы обозначить верхушки холмов. Для этого ему нужны пять досок, у которых свой специальный рельеф для окрашивания цветов каждой конкретной зоны.
Цвета получали из натуральных красителей, разбавленных водой. Печатник наносил на деревянную основу цвет, допустим, берлинская лазурь, клал сверху лист бумаги, и проводил по окрашенным местам специальным спонжем, обернутым бамбуковыми листьями. С одной доски можно было получить ок. 300 гравюр.
Спасибо за внимание к японскому искусству, не забудьте, пожалуйста, поставить "лайк" и подписаться на канал.
Вам может понравиться:
Как читать картину «Любовь под балдахином» Фрагонара?
История любви в трех картинах "Засов", "Шкаф" и "Контракт"
Секрет персонажей на картине Жоржа де ла Тура «Шулер с бубновым тузом».
«Святая Анна, Мария и младенец Иисус». Поиски да Винчи и интерпретация Зигмунда Фрейда.
Тусовка в клубе на окраине Парижа. Картина «Бал в Мулен де ла Галет», худ. Ренуар.