Найти тему
Verum in Arte

Изящная простота японского искусства в гравюрах Кацусики Хокусай. 36 видов Фудзи

В этой статье я предлагаю вам посмотреть цикл гравюр Кацусики Хокусай, где изображена жизнь Японии первой половины XIX в. Вы увидите простых работяг, изящных дам, быт крестьян, жизнь улицы, изменчивость природы на фоне великой и священной горы Фудзи.

Внезапный дождь над горой.
Внезапный дождь над горой.

Цикл состоит из 46 гравюр, где 36 гравюр основные, а 10 дополнительные. Это связано с их огромной популярностью и спросом у японцев. Самую известную гравюру из этого цикла вы, наверняка, знаете, но я все же советую вам освежить свою память и прочитать "Большая волна в Канагаве" самая знаменитая японская гравюра.

1) Посмотрите на изящных дам, на их одежды.  2) Вид на "лицевую" сторону горы.
1) Посмотрите на изящных дам, на их одежды. 2) Вид на "лицевую" сторону горы.

Художник начал работать над циклом "видов Фудзи" в возрасте 70 лет в 1830-м году. На первых 36 гравюрах Фузди показана только со стороны Токио, эта сторона горы считалась "лицевой".

Залив Набото.
Залив Набото.
Канал Усибори.
Канал Усибори.

Работы оказались столь выдающимися, что у издательства появились планы расширить цикл до 100 гравюр. Так появились 10 дополнительных видов Фудзи уже с западной "обратной стороны", но художник умер, так и не успев закончить грандиозную работу.

Вид на городские улицы и на город.
Вид на городские улицы и на город.

Создание и печать гравюр были довольно трудоемким, кропотливым занятием и проходили в три этапа. Разберем этапы на примере работ Хокусай. Сначала художник выполняет оригинал рисунка кистью с тушью на тонкой полупрозрачной рисовой бумаге.

-6

Затем он передает рисунок гравировщику (резчику), тот переворачивает лист и наклеивает его на тонкую отполированную доску. Затем бумагу обрезают по размерам доски и вырезают «белые» области, получая форму для печати (грубо говоря, остаются только контуры рисунка).

-7

Гравировщик процарапывает поверхность доски с помощью стамески, чтобы потом можно было сделать оттиск. Чаще всего использовали дерево сакуры, т.к. это достаточно твердый материал, на нем можно прорезать очень тонкие линии.

-8
-9

С рисунка делалось несколько черно-белых оттисков, на них были отмечены нужные цвета. Сначала гравировщик подготавливал доску: появлялись контуры рисунка, тексты и подпись художника, затем готовилось красильное дерево (деревянный оттиск), количество образцов соответствовало количеству цветов, каждому цвету соответствовал свой рельеф. Грубо говоря он вырезал до 30, а то и более деревянных печатных форм, каждой форме соответствовал свой цвет.

-10
-11

Например, печатнику нужно перенести на черно-белую гравюру 5 цветов, чтобы одним цветом закрасить зелень, другим голубое небо, третьим синее озеро, четвертым бежевый песок и пятым темно-коричневым, чтобы обозначить верхушки холмов. Для этого ему нужны пять досок, у которых свой специальный рельеф для окрашивания цветов каждой конкретной зоны.

-12
-13

Цвета получали из натуральных красителей, разбавленных водой. Печатник наносил на деревянную основу цвет, допустим, берлинская лазурь, клал сверху лист бумаги, и проводил по окрашенным местам специальным спонжем, обернутым бамбуковыми листьями. С одной доски можно было получить ок. 300 гравюр.

-14
-15

Спасибо за внимание к японскому искусству, не забудьте, пожалуйста, поставить "лайк" и подписаться на канал.

Вам может понравиться:
Как читать картину «Любовь под балдахином» Фрагонара?
История любви в трех картинах "Засов", "Шкаф" и "Контракт"
Секрет персонажей на картине Жоржа де ла Тура «Шулер с бубновым тузом».
«Святая Анна, Мария и младенец Иисус». Поиски да Винчи и интерпретация Зигмунда Фрейда.
Тусовка в клубе на окраине Парижа. Картина «Бал в Мулен де ла Галет», худ. Ренуар.