Найти тему
Моя Индия

Мост Рамы. Восьмое чудо света

Оглавление

Постепенно исследуя морские глубины, человечество все чаще находит подтверждения древних мифов и легенд, которые, оказывается, вовсе не были сказкой.

Когда-то археолог-любитель Шлиман раскопал Трою, опираясь в ее поисках лишь на эпосы Гомера. Теперь пришла очередь древнеиндийских Вед: современные ученые находят все больше реальных подтверждений событиям, описанным в древнеиндийских преданиях. Недавно нашли Дварку, теперь признали и то, что легендарный мост царя Рамы из Индии на Шри-Ланку, построенный им для борьбы с демоном Раваной, действительно существует.

Мост Рамы, или Адамов мост

Вообще-то, факт существования гигантского сооружения особо никогда и не оспаривался. Впервые на карте его отметил древнегреческий ученый Птолемей. Затем, по мере заселения индостанского полуострова мусульманами, мостом активно пользовались арабские торговцы: есть масса письменных источников и точнейших карт, которыми пользовались предприимчивые поборники ислама. Правда, в этих летописях строение именуется «мост Адама». Мусульмане считают, что Цейлон (Шри-Ланка) было первым местом на Земле, куда спустился Адам, изгнанный из рая.

-2

В этих источниках говорится, что пешеходный мост от южной оконечности Индии до севера Шри-Ланки функционировал вплоть до 1480 года, когда был разрушен землетрясением и частично затоплен. Мост был широкий и надежный, длиной 48 километров. На нем, как на современной трассе, располагались различные пункты отдыха и торговли, что делало удобным как пешее, так и конное путешествие.

-3

В ХХ веке почему-то стало принято считать мост легендой, а песчаную дамбу, на которой он располагался, - аномальным природным формированием.

Песчаная коса, протянувшаяся от индийского города Рамешварам до ланкийского северного побережья, прекрасно видна как из космоса, так и с борта самолета. Она представляет собой песчаную отмель с цепочкой небольших островков. Глубина отмели варьируется от полутора метров до нескольких сантиметров. Практически, из Индии можно пешком уйти на Цейлон, бредя в воде по пояс, за исключением небольшого участка в полтора километра, где глубина существеннее. Так поступила российско-индийская телевизионная группа под руководством А. Волкова в 2009 году, о чем они и сняли документальный фильм:

Надо сказать, кино так себе, просто идет человек в воде, да и все, а реальных доказательств в виде, например, подводных съемок самого моста там нет. Однако факт существования пути доказан однозначно.

Знали о нем и английские колонизаторы, и он им очень мешал. Дело в том, что из-за дамбы пролив между Индией и Шри-Ланкой несудоходен, и торговым кораблям до сих пор приходится огибать Цейлон, чтобы попасть с западного побережья Индии на восточное. А это лишние 800 км пути и, соответственно, дополнительные траты. Поэтому англичане предложили отмель взорвать. За эту идею ухватился индийский правитель Джавахарлал Неру в 60-х годах, однако неожиданно это прагматичное решение вызвало волну протестов среди индуистского населения. Тогда и заговорили о дамбе как о древней святыне, упоминающейся во всех индийских эпосах – «Рамаяне», «Пуранах», «Махабхарате» и других.

Легенда о Сите, Раме и демоне Раване

Рама был индийским царем и очень любил свою жену – красавицу Ситу. А на Шри-Ланке жил царь Равана, который в принципе любил красивых девушек. Поэтому он ее похитил и увез к себе домой. Рама бросился в погоню, но его огромное войско наткнулось на непреодолимую преграду в виде океана.

-4

Надо сказать, что главной боевой опорой Рамы было войско человекоподобных обезьян под предводительством верного Ханумана. А обезьяны, как выяснилось, боятся воды (это правда, плавать они не особо любят). Так было принято решение о строительстве моста. Сооружение строилось пять лет, естественно, с помощью различных полубогов-союзников. Сначала морские твари нанесли слой песка на морской грунт. Затем сверху укладывались округлые валуны размером 1,5 на 2,5 метра. Примечательно, что в той местности камней вообще не очень много, так что стройматериалы явно везли издалека.

-5

Мост получился хороший – от 1,5 до 4 км в ширину, так что все войско быстренько добежало до Шри-Ланки, где Раме удалось убить Равану загадочным «лучом Брахмы» (тут подразумевается ядерное оружие, я об этом когда-нибудь потом напишу). На этом легенда заканчивается и начинается быль.

Современные исследования

В конце прошлого века индийские геологи наконец приступили к масштабному исследованию таинственной отмели. Правда, только с индийской стороны: примерно посередине маршрута проходит индийско-ланкийская граница, поэтому исследования в тех районах пока невозможны, только если появится международная геологическая программа.

-6

И вот, что выяснили индийцы. При ширине дамбы около 4 км с обеих сторон происходит резкое опущение дна с 1,5 до 12 м глубины. Опущение равномерное, что говорит в пользу искусственного возведения преграды. Возле индийского побережья в основании моста были пробурены порядка 100 скважин для установления возраста пород. Выяснилось, что возраст донных отложений превышает 1 млн лет, тогда как верхние песчаные слои, лежащие в основании моста, датируются возрастом от 12 000 до 19 000 лет. Кроме того, было установлено, что валуны правильной формы, лежащие в основании дамбы, наиболее схожи по составу с каменными породами Бенгальского залива, а это в паре тысяч километров от Рамешварама.

-7

На этих основаниях геологическая служба Индии сделала вывод о том, что данная насыпь однозначно является рукотворным сооружением. А тут еще подключились экологи. По данным исследований специалистов биосферного заповедника «Андаманские острова», за время существования дамбы (а это, напомню, тысячи лет как минимум), произошли необратимые процессы в изменении биосферы прилегающих заливов. Так, с северной стороны бушуют штормы и ветра, а сразу за дамбой – безмятежный Маннарский залив, с прозрачной водой меньшей солености и, как следствие, с буйным развитием кораллов и другой морской живности.

-8

Более того, ученые сделали однозначный вывод, что именно мост Рамы принял на себя основной удар разрушительного цунами 2004 года, вследствие чего жертв и разрушений оказалось намного меньше, чем могло быть.

-9

Так или иначе, мост был и есть, хоть и не точно известно, кем построен. А узнать это – уже задача ученых будущего.