Ювелирный вопрос, который в детстве мучил всех, кто читал роман Александра Дюма. Насколько точна советская экранизация в своем подходе? А что думают французские кинематографисты? А как считают музейщики Франции?
Дюма пишет об этом украшении, например, в сцене, когда д'Артаньян находится во дворце Бэкингема: "На алтаре под самым портретом стоял ларец, в котором хранились алмазные подвески. Герцог приблизился к алтарю и опустился на колени, словно священник перед распятием. Затем он раскрыл ларец. — Возьмите, — произнес он, вынимая из ларца большой голубой бант, сверкающий алмазами". А потом, в сцене бала, мы видим их на плече у королевы: "На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка". Собственно, это вся информация, которую имеет читатель — это некий бант с алмазами.
Только этими данными и руководствовались создатели советской экранизации — справочников по истории иностраной ювелирной моды под рукой у них явно не имелось.
Однако какое слово употреблено во французском оригинале текста? "Ferrets de diamants", то есть "наконечник шнурка". Дюма взял его из мемуаров XVII века, например, у Ларошфуко, который описал ту же историю с подвесками (с другими второстепенными героями, без вымышленных миледи и мушкетеров). Ларошфуко употребляет то же самое слово.
Наконечники для шнурков некогда были очень популярными украшениями, их делали из самых разных драгоценных камней и металлов. (Нам их проще представить по более позднему варианту - украшений шнурков аксельбантов). Вот портрет королевы Анны Австрийской, где она носит два таких подвеска на поясе.
Вот фрагмент портрета крупнее.
А вот обилие подвескок на портрете французской принцессы, испанской королевы Изабеллы Валуа. Похожие украшения здесь разбросаны по всему платью, они на юбке и на рукавах.
Французские кинематографисты представляли эти подвески примерно также. Вот кадры из эталонной экранизации 1961 года.
Вот крупнее, в шкатулке (но без голубого банта!)
Подвески вообще обычно были украшениями второго разряда, вспомогательными. То есть они не являлись самыми дорогими предметами в шкатулке королевы, так что выбор их в качестве сувенира герцогу имеет смысл. Опись, составленная после смерти Анны (уже в правление ее сына Людовика Солнце), гласит, что у нее на тот момент имелось 3 комплекта подобных украшений: шесть с небольшими бриллиантами ценой 700 ливров, шесть с жемчугом и бриллиантами - 700 ливров, а 18 золотых и стальных - всего 60 ливров.
Вот похожий экспонат из шведского музея, тут они хрустальные.
Это экспонат из парижского Музея Армии: они показывают его в теме мушкетеров, и считают, что было нечто подобное. Украшение "в стиле ренессанс" было сделано на самом деле Рене Лаликом в 1895-7 гг. для маркизы Арконати-Висконти.
И, наконец, вот реконструкция "подвесок королевы" из музея Александра Дюма в Порт-Марли!
В общем, с тем, как на самом деле выглядели подвески, более или менее все ясно. То, что они находились на одном банте, как мне кажется, придумка самого Дюма, в оригинальных текстах такого нет. И портретов с подобными бантами и висюльками что-то не находится.
Напоследок - украшение из девичьих грёз. Наверно, когда мы в первый раз читали книгу, мы воображали нечто подобное, сверкающее... Правда, это совсем другая эпоха, середина 19 века. Зато как красиво!
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.