Найти тему
Артхив

Размышления Василия Поленова о либерализме, холопстве и о том, почему искусство лучше водки

Парадоксально, и тем не менее, факт: автора лучезарного «Московского дворика» и лучших лирических русских пейзажей Василия Дмитриевича Поленова то и дело обвиняли в нерусскости. Знаменитый критик Стасов так и писал Поленову: «Вы собираетесь поселиться в Москве, это не что иное, как несчастное подражание Репину, это (по словам Лермонтова), „пленной мысли раздраженье!“, а между тем Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».

Московский дворик. Василий Дмитриевич Поленов, 1878
Московский дворик. Василий Дмитриевич Поленов, 1878

Что мог возразить обескураженный Поленов? Потомственный русский аристократ, вернувшийся из-за границы, чтобы писать реки Ока и Воря, старые дворянские усадьбы и заросшие пруды, проектировать церкви, строить школы и организовывать народный театр? Поленов, которого художник Леонид Пастернак называл «единственный, в полном и лучшем смысле слова джентльмен»? Он только терпеливо объясняет, что любить Россию не значит закрывать глаза на «холопство и произвол» — главные, как считал Поленов, недостатки современной жизни.

Артхив собрал говорящие цитаты из писем Василия Поленова.

Заросший пруд. Василий Дмитриевич Поленов, 1879
Заросший пруд. Василий Дмитриевич Поленов, 1879

Надо непременно знать по-аглицки, чтобы ехать в Лондон. Как я сожалею, что вместо ненужной латыни или разных катехизисов, богослужений, чтения псалмов и т. п. бесполезностей не выучили меня по-аглицки, дело иное было бы…

Здесь почему-то считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу. Всякую работу; конечно, больше всего живопись. Хотя подчас эта работа очень тяжелая или, скорее, трудная.

Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое; оно и понятно — в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни.

Мой друг Илья Ефимович Репин когда-то назвал меня отсталым либералом, вот это было верно сказано.

Василий Поленов. Портрет художника Ильи Репина
Василий Поленов. Портрет художника Ильи Репина
Илья Репин. Портрет художника Василия Поленова
Илья Репин. Портрет художника Василия Поленова

То, что я, живя за границей в Париже, увлекался произведениями французских художников и волей-неволей им подражал, еще не значит, что я для России никуда не годен. Положим, что моя натура не типично русская, но из этого не следует,чтобы я был французом или немцем.

Теперь у меня русские сюжеты в голове.

Я никогда не был ни нигилистом, ни анархистом, я всегда был противником всякого разрушения и цинизма, напротив того, я всегда стоял за созидание и устройство. Ненавидел, да и теперь ненавижу, динамит, смертную казнь, произвол, а это главная сила современной России.

Осторожность вещь хорошая, даже необходимая, но если ее доводить до крайности, то она с успехом может превратиться в большую трусость, она может сделаться ширмой, за которую весьма удобно прятаться в минуту, когда следует действовать.

Недавно у нас в Академии художеств произошло изгнание учащихся в ней женщин, после чего им всемилостивейше дозволено поступать, но не иначе, как со свидетельством от полиции о благонравном поведении. До сих пор полицейские свидетельства требовались в публичных домах, а в Академии зачем? Это неясно… Ах,что за холопское царство! Холопы прислуживаются и выслуживаются перед хамами. Постойте, милостивые государи, ваши дни сочтены, вы не будете забыты при расчете.

Право господина. Василий Дмитриевич Поленов, 1874
Право господина. Василий Дмитриевич Поленов, 1874

В искусстве я совсем равнодушен к направлениям, хорошее оно или плохое, либеральное или консервативное — мне все равно, ибо я делю искусство и художников на два сорта — на талантливый и бездарный. Поэтому во всяком направлении талантливый художник интересен, а бездарный плох.

Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было всегда одной из главных задач моей работы.

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело.

В Петербурге упорно держатся мнения, что добрый русский народ до того любит свое начальство, что пьет для его вящего благополучия, но мне кажется, что это большое заблуждение. Народу, как и нам всем, нужна в жизни радость, а жизнь дает ее скупо — вот и тянет его у нас к водке, в Китае — к опию, на Востоке — к гашишу. Но искусство ведь тоже дает минуты радости, а эти минуты и продолжительнее,и много безвреднее алкогольных…

Сказитель былин Никита Богданов. Василий Дмитриевич Поленов, 1876
Сказитель былин Никита Богданов. Василий Дмитриевич Поленов, 1876

Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…

Мне представляется, что в настоящее время отечество наше охвачено непреоборимым духом холопства, который всем заправляет… Вы спрашиваете, отчего я редко бываю в Питере? Именно оттого, что уж очень унизительно себя там чувствуешь… Кто знает, с чем столкнешься, с интригой, обманом, продажностью и, наконец, что мне всего ненавистнее, — с произволом.

Освобождение брака из-под ига попов… уничтожение ехидного «ять»… даже перенесение числа на западный календарь есть хорошая перемена.

Мерзавец никогда не станет порядочным человеком, а дурак ни от чего не поумнеет.

Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, это есть отдых, покой небытия, а бытие его остается и переходит в то, что он сотворил.

Василий Поленов за работой в Аббатстве (так он называл свой домик-мастерскую), 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника.
Василий Поленов за работой в Аббатстве (так он называл свой домик-мастерскую), 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника.
Цитаты собрала Анна Вчерашняя, artchive.ru