Первая мировая война повлияла на прогресс немецкой кинематографии. До войны в кинотеатрах главенствовали ленты, доставленные из других стран. С разворотом военных действий резко вырос выпуск отечественных картин. Германское правительство стремилось повлиять на кино своим авторитетом и использовать его в военно-пропагандистких целях.
Однако уже к 1916 году после поражений на фронтах производство военных фильмов значительно сократилось. В кинотеатрах стали вновь появляться мелодрамы, комедии, приключенческие фильмы.
В годы войны в немецкой кинематографии начинают работать режиссёры Эрнст Любич, Рихард Освальд. В 20-е годы успешно творят Р. Вине, Э. А. Дюпон, Ф. Цельник и другие
Роберт Вине, как и многие, в кино вначале выступал в качестве актёра, затем как сценарист и режиссёр.
Большую популярность приобрёл поставленный им фильм "Кабинет доктора Калигари" (1919), положивший начало экспрессионизму в немецком кино. В схожем стиле им были сняты "Генуина" (1920), "Раскольников" (1923). Герои лент Р. Вине, как правило, - люди с расшатанной психикой, не находящие места в обществе.
К 1924 году в Германии образовались мощные киноконцерны, значительно усовершенствовалась техническая база кинематографа.
Экспрессионизм как художественное направление появился в германском кино в 1915-1925 годах. Это был протест против буржуазного общества с его мещанскими идеалами. Идеи обреченности, противопостановление героя враждебному миру, характерные для этого направления, были идентичны с непростой ситуацией в стране. Экспрессионизм отрицал реалистическое отражение действительности в искусстве, мир являлся фильмах деформированным, лишенным естественных очертаний. Большое место в фильмах отводилось снам, кошмарам, галлюцинациям персонажей. Изображая своих героев, актёры утрировали жесты и мимику.
Стоит отметить, что наряду с экспрессионизмом создавались киноленты в неоромантических традициях, погружавшие в мир фантазии, мифологии или непредсказуемого будущего.
Основным выразителем этого течения был Фриц Ланг. В его лентах ("Усталая смерть", 1921, в советском прокате - "Четыре жизни", и "Небелунги", 1924), отразились неоромантические традиции - уход от обыденности , фатализм, эстетизация прошлого.
Черты неоромантизма нашли выражение и в фильмах Арнольда Фанка. В его лентах рассказывается о непокоряемости сил природы (" Гора судьбы ", 1923, в советском прокате - "Скала смерти" ; "Священная гора", 1925, в советском прокате - "Горная баллада".
Реалистическое киноискусство Германии было выражено жанром каммершпиле - камерной драмы, показывающей события из жизни мелкой и средней буржуазии. В этом стиле творил режиссёр Лупу Пин, считавшийся основоположником этого жанра. Местом действия его фильмов стали улицы, площади городов, неуютные помещения , старые лавочки ("Осколки", 1921, в советском прокате - "Пост номер 158" ; "Сочельник", 1923).
Важным является то, что в 1920-е годы в Германии появляется экспериментальное кино. Кинотворцы Ханс Рихтер, Вальтер Рутман стремились создать киноязык, неподвластный влиянию других видов искусства. В их картинах в пространстве передвигались световые пятна, геометрические фигуры, линии