В галерее «Хазинэ» накануне открылась не совсем обычная и не совсем привычная выставка, она называется «Река времен», в экспозицию вошли работы отца и сына Скобеевых. Необычность коллекций в том, что они не просто не схожи — а диаметрально противоположны.
Валерий Скобеев получил образование в альма матер многих российских живописцев — в знаменитой «репинке», в Академии живописи тогда еще Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, в недрах реалистической русской школы. Виталий — выпускник художественно-графического института в Чебоксарах.
Живопись Валерия Николаевича, естественно, реалистическая, он начинал творить в эпоху царящего в искусстве социалистического реализма. Споры о том, «был ли мальчик или его не было», то есть не было ли это направление, провозглашенное в первой трети прошлого века мертворожденным или нет, ведутся давно. Не уверена, что стоит отрицать очевидное — было.
Его герои — это то, что называется «простые люди». Крепкие, не рефлексирующие, романтики, творящие реальный мир. Да, были и такие. Палитра Скобеева-старшего яркая и звонкая, он явно любуется персонажами своих полотен. Позже среди них появилась целая плеяда портретов известных композиторов и музыкантов: от Сайдашева, Яхина и Жиганова до Визбора, Цоя и Высоцкого.
Работы Виталия Скобеева абсолютно не похожи на работы его отца. В его мозаичных полотнах, у художника своя, особая техника, напоминающая мозаику, нет ни грана реализма. Так может видеть мир поэт-символист, разглядевший на заснеженном петербургском мосту Незнакомку, философ-звездочет в высоком остроконечном колпаке или пришелец с иной планеты.
В работы Виталия надо вглядываться, причем, долго. Разгадывать их бессмысленно, для человека, знакомого с мировой культурой и мировыми религиями они понятны. Для иных, скорее всего, закрыты. Это не минус, а скорее плюс. Пытливый зритель будет спровоцирован художником на новые знания.
Одна из сильных сторон этого живописца — необычайная эмоциональность полотен. Будь то «Благовещение», «Христос», работа, посвященная Николаю Угоднику, или «Летнее солнцестояние». Да практическая каждая картина Виталия Скобеева — это сгусток эмоций при мощной интеллектуальной составляющей. И то, что роднит его с манерой живописи отца, — это тот внутренний свет, который излучает каждое его полотно.
После просмотра работ Валерия и Виталия Скобеевых остается, что случается не часто, послевкусие — ощущение гармонии мира во всем его многообразии. Их непохожие, возможно, взаимоисключающие манеры роднит искренность и отсутствие надуманности, тягостной многозначительности. Человек во Вселенной в любое время хочет познать истину и, независимо от нее, хочет быть счастливым. С таким парадоксом в головах нас создал Творец, подаривший нам мир. Который так любят художники Скобеевы и это читается в их полотнах.