Найти в Дзене
X5 Live

Пять трендов на рынке потребительских товаров

Оглавление

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Современная экономика полна рисков. Если посмотреть на состояние российского рынка, то очевидно, что он переживает сложный период. Но можно с уверенностью сказать: восстановление экономики в России идет неспешными, зато уверенными темпами. Этому процессу способствует и деятельность ритейлеров, которые существенно упростили процесс покупок — как продуктов питания, так и непродовольствия. 

В рамках проекта «Гид по нонфуду»* мы рассмотрим наиболее влиятельные тренды, задающие вектор развития рынка потребительских товаров на примере двух крупных игроков из числа производителей и ритейлеров.

Показательно, что в 2017 году в России открылось 15 тысяч новых магазинов. В среднем, это около 40 магазинов в день, большая их часть приходится на крупные города. К примеру, в Москве отмечается высокая плотность торговых точек — расстояние между магазинами примерно 500-600 метров. При этом ассортимент товаров повседневного спроса широкий, и компаниям-производителям приходится выдерживать высокий уровень конкуренции брендов. Битва за лояльность потребителей и право оказаться в списке регулярных покупок наших сограждан разворачивается нешуточная. 

Лидеры не сдают позиции

Российский рынок ориентирован на узнаваемые бренды, и ритейлеры заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с крупными производителями. Так, компания Procter&Gamble, которая одной из первых пришла в этот сегмент российского рынка, занимает ведущие позиции уже 27 лет. Более четверти века — достаточный срок для того, чтобы не только изучить особенности российского рынка товаров повседневного спроса, но и во многом повлиять на его развитие. 

Да, сегодня сложно представить ведение домашнего хозяйства и уход за собой без узнаваемых брендов Procter&Gamble. Стиральные порошки Tide, Ariel, «Миф», кондиционеры Lenor, моющие средства Fairy, подгузники Pampers, средства женской гигиены Always, Tampax, Naturella и другие популярные бренды компании стали неотъемлемой частью нашего смыслового и материального поля (не без содействия рекламных кампаний и созданных ею ярких персонажей). Супермаркеты торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», которыми управляет X5 Retail Group, предлагают широчайший выбор продукции этого и других известных производителей. 

Интерес ритейлера не ограничивается популярностью бренда у потребителей. Дело в том, что Procter&Gamble активно развивает производство на территории нашей страны, поддерживая развитие российской экономики, и инвестирует в эти предприятия крупные средства. В 2016 году финансирование в размере 1 миллиарда рублей получил завод P&G в Санкт-Петербурге, в прошлом году компания объявила о своем намерении вложить еще 5 миллиардов в завод в Новомосковске. Эти меры говорят о том, что Procter&Gamble твердо держит марку лидера-производителя товаров повседневного спроса и целенаправленно ведет работу по повышению своей конкурентоспособности и удержанию доверия покупателей, а также укреплению связей с ритейлерами.

В целом можно выделить ряд основных трендов, задающих вектор развития российского рынка потребительских товаров.

1. Инновации и экологичность

Если обратиться к опыту Procter&Gamble, то видно, что компания много инвестирует в развитие экологической устойчивости. За последние три года объем таких средств превысил 30 миллионов долларов с тем, чтобы выйти на полностью безотходное производство. На деле это выглядит так: порядка 90% негерметичных упаковок производится из перерабатываемой бумаги, 30% упаковочных бутылок сделаны из креатина, никакие фосфатные соединения не используются в производстве. «Для нас защита экологии — это вопрос следования своим принципам и ценностям», — комментирует вице-президент Procter&Gamble в Восточной Европе и Центральной Азии Сотириос Маринидис. 

 Добавьте описание
Добавьте описание

Очевидно, что будущее — за компаниями, которые не закрывают глаза на проблемы экологии и вносят свой вклад в сохранение окружающей среды. Потребители также склонны доверять брендам, которые не разрушают природу. А дело ритейлера — поддерживать сотрудничество с такими компаниями, следуя за лояльностью потребителей.

2. Ценность бренда и доверие потребителей

Индекс потребительской уверенности в России остается низким. Отмечается большой спрос на «акционку» и товары по скидке — порой в ущерб товарам лучшего качества и заслужившего доверие бренда. Крупным производителям приходится поддерживать эту тенденцию, предоставляя скидку от 35% до 50%, а иногда и больше. Конечно, это выгодно для покупателей, но в длительной перспективе это не эффективно для ритейлеров, для производителей и для всей индустрии потребтоваров в целом.

Сейчас главная задача производителей — восстановить индекс уверенности покупателя за счет ценности бренда, ведь цена товара не единственный фактор, который влияет на покупку. Доверие к бренду не менее важно. 

3. Big Data

Сегодня производителю и продавцу не достаточно просто обеспечить наличие продукта на полке. Важным приоритетом в глазах покупателя становится, в том числе, доступность товара для покупки 24/7 и в любом месте. И, конечно, ключ к продажам — информация о возможностях и потребностях покупателя. 

Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»

Производитель сегодня заинтересован не только в реализации партии товара, но и в партнерском взаимодействии с продавцами. «Мы активно обмениваемся данными о потребителях, чтобы общими усилиями стимулировать покупки, — рассказывает вице-президент Procter&Gamble. — Мы стремимся помогать нашим партнерам создавать уникальные предложения для покупателей, чтобы они могли растить трафик в магазинах не только за счет скидок, но и за счет собственной привлекательности как ритейлера». 

Большие данные — перспективное направление развития роста продаж и повышения рентабельности бизнеса, поскольку будет способствовать точному определению и удовлетворению потребностей покупателей. Именно поэтому работу в этом направлении активно ведёт X5 Retail Group. 

4. Быть открытым, быть онлайн

Сегодня потребители тратят много времени на поиск нужных товаров с помощью мобильных устройств — конечно, это влияет на спектр предложения. Более того, потребители хотят напрямую общаться с производителем. 

«27 лет назад, когда мы пришли в Россию, нам приходилось платить потребителю, чтобы он принял участие в нашем опросе. Сегодня же у нас 10 миллионов онлайн-контактов с российскими потребителями», - отмечает представитель P&G Сотириос Маринидис. 

Повышение онлайн-активности покупателей не означает переход торговли в онлайн, но требует как можно более подробной информации о товарах, представленных на полках супермаркетов. Торговые сети X5 и здесь держат марку, стремясь удовлетворить запросы потребителей — на сайтах «Пятёрочки», «Перекрёстка» и «Карусели» покупатели могут найти информацию о продовольственных и непродовольственных товарах, сезонных акциях и скидках. А для жителей Москвы и Подмосковья работает онлайн-супермаркет «Перекрёсток». В Санкт-Петербурге продукты из гипермаркета «Карусели» доставит сервис iGooods. 

Фото: «Перекрёсток» 
Фото: «Перекрёсток» 

Несомненно, такая открытость и готовность к прямому общению с покупателями повышает лояльность последних и работает в пользу всех участников процесса покупок.

5. Категория 50+

Как глобальный тренд отмечается взросление аудитории. Самая большая возрастная группа в России — категория 50+ (примерно 40% домохозяйств), и она продолжает расти.

«В 2025-м 35% населения будет в возрасте 50+, и 80% их покупательской способности останется такой же. Если мы посмотрим, что они ищут, что покупают и на что могут потратить деньги, то увидим, что это сильно отличается от того, что мы видим в торговых точках сегодня. И их потребности необходимо удовлетворить», — подчеркивает вице-президент Procter&Gamble.

Фото: X5 Retaik Group 
Фото: X5 Retaik Group 

Притом что российские потребитель ориентируется на бренды, постепенно на первый план выходит смысловое наполнение товара. В целом, стоит отметить, что сегодня выигрывает тот производитель, который не только развивает клиентцентрированность, но и уделяет большое внимание социальным проектам, экологии и инновациям. 

А X5 Retail Group, в свою очередь, отслеживает все горячие тренды на рынке потребительских товаров и создает комфортное пространство для встречи производителей продукции со своей целевой аудиторией. На полках торговых сетей этого ритейлера представлен широкий ассортимент непродовольственных товаров, как от P&G, так и других популярных и заслуживающих доверие потребителей брендов. Приятных вам покупок! 

Подготовила Ирина Ланина

*Федеральные торговые сети предлагают покупателю по доступным ценам широкий выбор как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. На полках современных магазинов, в том числе «Пятёрочек», «Перекрёстков» и «Каруселей», можно всегда найти всё необходимое для каждодневных нужд. 

В проекте «Гид по нонфуду» расскажем о рынке потребительских товаров в России, поделимся экспертными мнениями и вспомним интересные факты из истории развития тех или иных товаров и/или известных брендов. Следите за обновлениями на Яндекс.ДзенFacebook или Вконтакте

Читайте также:

Всё ещё кипятите? Как стирали триста лет назад и что сейчас

____________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть Вконтакте, Instagram, Yandex Zen и Viber.