Все мы давно привыкли, что сопла реактивных истребителей (да и всех реактивных самолетов вообще) имеют форму круга на выходе. Это обусловлено спецификой турбореактивного двигателя, об устройстве которого мы поговорим далее.
Однако на первом в мире истребителе пятого поколения - F-22"Raptor"- сопла имеют форму плоских прямоугольников, если так можно сказать; короче говоря - форму, не типичную для турбореактивных двигателей.
Так почему же у F-22 плоские сопла? - вы узнаете в этой статье.
Для начала кратко рассмотрим почему же подавляющее большинство сопел реактивных самолетов круглое. Это обусловлено прежде всего устройством самого двигателя. "Холодная" часть его вращается на валу, на котором установлены лопасти компрессоров низкого и высокого давления. "Горячая" часть подает в камеру горючее, которое воспламеняясь выбрасывается из сопла в виде реактивной струи.
Описал я схему предельно примитивно, что бы был примерно понятен принцип работы.
Вернемся же к F-22. Он, как мы уже подчеркнули, является истребителем пятого поколения, а это значит, что при его разработке применялись технологии снижения заметности. Это обязательный признак вообще любого самолета пятого поколения.
Заметить самолет можно двумя способами: с помощью радиолокационной станции и с помощью регистрации инфракрасного излучения. Первое означает испускание радаром сигнала и регистрация специальным датчиком его возвращения. С целью защиты от РЛС "Раптор" имеет такие острые формы и необычное покрытие.
А что же делать с инфракрасным излучением?
По инфракрасному излучению наводятся большинство современных комплексов ПВО. Уверен, вы слышали уже словосочетание "головка теплового наведения", которое означает именно наведение ракеты на инфракрасное излучение. Еще проще говоря - это тепло, излучаемое работающими двигателями не только истребителей, но и вертолетов, танков, машин поддержки и так далее.
Круглые сопла концентрируют раскаленную струю огня, что увеличивает ее заметность в инфракрасном диапазоне. И именно с этой целью на F-22 сопла сделаны иной формы!
Они, так сказать, расфокусируют раскаленную струю, тем самым рассеивая ее на выходе из самолета. Это обеспечивает уменьшение инфракрасной видимости машины, что повышает живучесть самолета!
Кроме того, на F-22 "Раптор" двигатели имеют возможность регулировать вектор тяги в вертикальной плоскости. Проще говоря - менять направление струи по направлению вверх-вниз для повышения маневренности!