Когда сапожник Константин Жуков и Устинья Артемьева венчались в церкви деревни Стрелковка Калужской губернии, они вряд ли предполагали, что их будущий сын получит маршальские погоны и станет одним из самых известных российских военачальников. Впрочем, ничего и не предвещало такого развития событий. Константин и Устинья были уже в довольно почтенном возрасте, пятьдесят и тридцать лет, оба вдовствовали и не имели детей. Жуков был известный на все деревню сапожник, но из-за всеобщей бедности односельчане чаще всего расплачивались с ним продуктами, а то и вовсе приходилось работать в долг. Среди этой ужасающей вековой нищеты 19 ноября 1896 года родился Георгий Жуков. Он стал вторым ребенком в семье. Вскоре после этого отец уехал на заработки в Москву, где устроился в сапожную мастерскую Вейса. Но в 1906 году за участие в демонстрации рабочих Константин Жуков был выслан из первопрестольной и вернулся в Стрелковку.
Когда младшему Жукову исполнилось семь лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, расположенную в близлежащей деревне Величкого. Георгий учился хорошо и в 1906 году закончил школу с похвальным листом. В деревне ему делать было больше нечего, и отец оправил сына в Москву обучаться сапожному ремеслу у своего дяди по матери Михаила Пилихина. В первопрестольной Жуков довольно успешно учился скорняжному делу и как мог занимался самообразованием. В 1911 году Георгий вместе с хозяином побывал на знаменитой ярмарке в Нижним Новгороде. К тому времени Пилихин из владельца мелкой мастерской превратился в довольно состоятельного человека, и по окончании учебы взял Жукова работать подмастерьем с месячным окладом в 18 рублей. По тем временам это были немалые деньги. Вскоре ему была поручена работа в магазине, где будущий маршал занимался упаковкой грузов и их отправкой по товарным конторам.
Возможно, со временем Георгий Жуков начал бы собственное дело и сам стал бы хозяином сапожных мастерских и магазинов: все необходимые для этого данные у него были. Но летом 1914 года разразилась первая мировая война. Перед началом войны Жуков успел закончить в Москве четырехклассное училище, которое давало достаточный образовательный ценз для поступления в школу прапорщиков. Он мог бы получить офицерское звание, но при заполнении документов по непонятной причине написал, что закончил только два класса церковноприходской школы и даже не упомянул о похвальном листе. В итоге, Георгий Жуков был записал в солдаты. Позднее, объясняя Константину Симонову причину столь странного поведения Маршал Советского Союза заявил, что не хотел быть офицером.
7 августа 1915 года Жукова призвали в уездном городе Малоярославце Калужской губернии и определили в кавалерию. Недалеко от Калуги в расположении 189-го пехотного полка формировалась команда 5-го запасного кавалерийского полка, куда и попал бывший сапожник. Никогда в жизни Жукову больше не придется взять в руки обувную колодку и сапожное шило: судьбы сделала крутой поворот и вывела девятнадцатилетнего юношу на другую дорогу, в конце которой дымились руины Берлина, горел невидимым пламенем ядерного ада полигон под Тоцком, а над всем этом ярко сияла золотом и брильянтами маршальская звезда.