МСФО – это международные стандарты финансовой отчетности, которые разрабатывает негосударственная некоммерческая организация (Совет по МСФО или IASB). Эта организация финансируется крупными международными бухгалтерскими и аудиторскими фирмами (например, «большая четверка»), компаниями, банками и даже правительствами некоторых стран. Поэтому правила МСФО не являются обязательными для ведения бухучета в нашей стране, но добровольно используются во многих организациях, поскольку представляют собой единый стандарт высококачественной и прозрачной финансовой отчетности.
Специалистам, которые хоть немного знакомы с основами бухучета, должно быть известно, что самой главной отличительной чертой учета по стандартам МСФО от бухучета по РСБУ является большая степень приближенности к реальной финансовой ситуации в компании, тогда как для РСБУ характерна высокая степень формализации.
В отличие от национальной системы бухучета (РСБУ), которая представляет собой сеть обязательных правил, утвержденных Минфином РФ, МСФО предоставляет организациям концепцию и набор рекомендаций для принятия решений в отношении тех или иных операций.
На первый взгляд, если в МСФО отсутствуют обязательные правила, то понять и внедрить учет по МСФО гораздо легче, чем по РСБУ. Однако это лишь кажущаяся легкость. Ввиду большей вариативности и свободы в отражении финансового результата и отнесения операций к временным периодам, на изучение МСФО у специалистов уходят годы. Дело все в том, чтобы правильно вести учет по МСФО бухгалтеру необходимы более широкие компетенции, нежели чем в случае с РСБУ, ведь практика применения стандартов МСФО во многом зависит от характера бизнеса и особенностей стратегического развития компании. Дело все в том, то РСБУ – это главенство формы над содержанием, а основная цель МСФО – наиболее корректно отразить экономическую суть операции.
В России отчетность по РСБУ является налоговой базой, кроме того у некоторых компаний размер чистой прибыли по РСБУ привязан к дивидендной политике. Однако в остальных случаях, особенно при финансовом анализе и оценке (в том числе инвестиционной), отчетности по РСБУ отводится второстепенная роль (при наличии отчетности по МСФО), поскольку целевой аудиторией отчетности МСФО являются собственники бизнеса, акционеры и потенциальные инвесторы, а не регулирующие органы.
Кроме того, для компаний, готовящихся к выходу на IPO переход на стандарты МСФО является обязательным условием листинга на бирже. Однако даже не для публичных компаний предоставление отчетности по МСФО является важной составляющей хорошего имиджа и деловой репутации, положительно влияющей на то, как эта компания будет воспринята банковским и инвестиционным сообществами.