Найти в Дзене
Позитив-но

Российский экспорт чая - новые высоты.

Стало выгодно развивать производство продуктов питания в России, а не тащить всё, чего не хватало, из-за границы. Реэкспортные операции обвалились — в 2000 г. общий экспорт составил лишь 2 тыс. т — однако в скором времени стали развиваться поставки фасованного чая, производимого в России. В 2005 г. российский экспорт чая приблизился к прежнему уровню в объеме — 9 тыс. т, но ушел далеко вперед в стоимостном выражении — 43 млн долл. Реэкспортная составляющая в них тоже была, конечно, но её роль теперь стала скромной.

Поставки продолжали расти и в 2008 г. достигли нового пика: 15,3 тыс. т, 109 млн долл. На такую же сумму, например, мы реализовали алюминиевую фольгу и свинцовые концентраты. Однако мы по-прежнему сильно зависели от одного рынка — на этот раз Украины, на которую приходилось 60% поставок (что по весу, что по стоимости). Вторым направлением была Белоруссия с долей примерно 30%, из прочих наиболее заметен Казахстан. Страны дальнего зарубежья имели долю меньше 5%, хотя, помимо Прибалтики, там появились такие рынки сбыта, как Германия, Монголия, Израиль, США.

Несколько сократившись в кризисном 2009 г., экспорт чая из России на следующие 6 лет стабилизировался в пределах 12,5-13,5 тыс. т и 85-100 млн долл. в год. Однако происходили важные структурные изменения — сокращалась доля Украины (особенно сильно в 2014-15 гг.), росли поставки в ранее малозначимые страны, появлялись новые рынки сбыта. Например, в 2013 г. крупные поставки были совершены в Австралию — на 3,5 млн долл.

С 2016 г. наблюдается устойчивый рост экспорта чая из России. По стоимости он ещё не достиг максимума 2008 г., но в физическом выражении уже существенно превзошёл его: в 2017 г. экспорт составил 16,9 тыс. т на 92,4 млн долл. В 2018 г. положительная динамика сохраняется: за 5 месяцев экспорт чая прибавил 14% в весе и 7% по стоимости.

-2

География экспорта стала гораздо более диверсифицированной. Есть 3 главных рынка: Белоруссия, Казахстан и Украина — но их суммарная доля менее 65%. Есть с десяток важных покупателей: Киргизия, Молдавия, Израиль, Азербайджан, Германия, Латвия, Армения, Грузия — с долями от 1,5 до 6,5% у каждого и суммарным весом около 30%. Наконец, еще почти два десятка заметных стран, поставки которым составляют от 100 тыс. до 1 млн долл. в год, среди которых в прошлом году отметились Катар, Китай, Польша, США, Мали, Индия, Венгрия и ОАЭ. Всего же набирается уже 50 стран-импортеров российского чая в год!