Найти тему
KINOSOФIЯ

Наконец киноискусство.

Думаю, каждый хоть раз слышал подобную фразу: «Кино – это искусство!» Я и сам говорил об этом в первой статье. Однако стоит заметить, что весь кинематограф, о котором говорилось ранее, лишь с натяжкой можно назвать искусством. Скорее ему подходит определение «запечатление движения жизни». Согласитесь, если я сейчас возьму камеру, поставлю ее на стол рядом с собой и сниму, как печатаю эту статью, а после назову снятое, к примеру, «Набор текста», едва ли оно заслужит статус произведения искусства.

Итак, если технический гений Луи Люмьера заставил фотографию двигаться, то чрезвычайный талант фокусника, иллюзиониста и актера театра Жоржа Мельеса превратил это движение в новый вид зрелищного искусства.

-2

Мельес был уроженцем Парижа и происходил из весьма состоятельной семьи. Его отец владел обувной фабрикой и питал надежды, что сын продолжит его дело. Но (к счастью, конечно) надеждам главы семейства не суждено было сбыться, так как сын мечтал стать художником, против чего были и отец, и мать будущего режиссера. Тогда Мельес увлекается изготовлением механических игрушек и фокусами. Его упорство все же взяло верх, и родители пошли ему навстречу, оказав содействие в покупке скромного театра Робер-Удэн. Именно здесь Мельес впервые пробует себя как постановщик.

Непосредственно с самим кинематографом Жорж Мельес познакомился еще на первом показе Люмьеров в Гран-кафе. Зрелище произвело на него большое впечатление, и он мгновенно загорелся желанием работать с ним.

Мельесу не удалось приобрести кинематограф у его создателей (как мы помним, Люмьер не продавал свое изобретение), и он нашел схожий аппарат, произведенный в Англии.

Первые картины Мельеса не отличались оригинальностью. В большинстве своем, они копировали фильмы Люмьера. Но уже в конце 1896 года на съемках одной из уличных сцен произошел инцидент, который натолкнул молодого режиссера на сверхважное открытие. А именно, на открытие кинематографического трюка. Велась съемка площади Оперы в Париже. Аппаратура тех лет, конечно, была несовершенна, пленка часто застревала и рвалась. В таких случаях съемка разумеется приостанавливалась. И вот, не меняя положения камеры, проблему устранили, и Мельес возобновил процесс. Возникший эффект был потрясающим: площадь была все та же, но на месте омнибуса (многоместной конной повозки) оказались похоронные дроги, а на месте мужчины – женщина. Так была открыта возможность делать фокусы с заменами и превращениями, которую талантливый Мельес тут же взял на вооружение. Одним из первых фильмов, с присутствующим в нем кинотрюком Мельеса, стал фильм «Похищение дамы» («Исчезновение дамы») 1896 года.

-3

В 1897 году Жорж Мельес создал около 60 фильмов. Их значение очень велико, так как эти ленты знаменуют выход кино на новую ступень своего развития. В фильмах появляются мизансцены, а также выявляется ряд новых жанров: комедии, феерии, воссоздание подлинных исторических событий, что пользовалось большой популярностью у зрителей («Резня на Крите», «Продажа рабов в гареме»).

Все в том же 1897 году Мельес снял такие картины как «Мнимый больной», «Сон пьяницы», «Американский хирург». В этих незамысловатых лентах уже присутствуют декорации, костюмы и актеры.

-4

Все свои фильмы Мельес снимал в собственной студии, и можно смело заявить, что период с 1897 по 1902 года был временем господства Жоржа Мельеса в кино.

Кризис кинематографа 1897 года не пугал кинотворца. Он упорно искал новые формы и продолжал снимать свои фильмы. В 1899 году Мельес снял два больших фильма: 12-сценную историческую ленту «Дело Дрейфуса» и свою первую феерию «Золушка». 1900 год отмечен лентами «Жанна д’Арк», «Рождественский сон», 1901- фильмами «Синяя борода» и «Красная шапочка». В 1902 году Жорж Мельес создает свой бессмертный шедевр «Путешествие на Луну», который без сомнений заслуживает отдельной статьи, а также ленты «Гуливер» и «Робинзон Крузо».

-5