Найти тему
Первым делом самолёты

Летающий пункт управления страной (продолжение)

Часть вторая

Работая в спецотряде экипажи всегда морально готовы к любым неожиданностям, нередко бывает так, что выруливая на исполнительный старт, пилоты получают другую задачу и после взлёта полёт проходит в другом направлении и изменяется пункт назначения. Так было в августе 2008 года, когда Владимир Владимирович Путин, бывший тогда премьер-министром, прилетел на открытие Олимпиады в Пекин.

Обратно, после завершения официальной части церемонии самолёт с главным пассажиром должен был через Красноярск возвратиться в Москву. Но в то время, когда в Пекине в небо устремились тысячи фейерверков в честь открытия мировых спортивных игр, на другом конце континента западнее 5.5 тысяч километров президент Грузии Саакашвили развязал войну, на Цхинвал и российские части миротворцев обрушился шквал огня и посыпались бомбы.

В.В. Путин, будучи премьер-министром, прилетел на открытие Олимпийских игр в Пекин
В.В. Путин, будучи премьер-министром, прилетел на открытие Олимпийских игр в Пекин

Вызвали главного пилота лётного отряда «Россия» Константина Терещенко и поставили задачу – доставить на Северный Кавказ в обстановке строгой секретности премьер-министра В.В. Путина, причём о том куда полетит борт не должен знать никто, даже члены экипажа.

После взлёта в кабину пилотов вошёл прикреплённый к экипажу адъютант и сообщил, что Грузия предприняла открытые боевые действия против Осетии и пункт назначения Владикавказ. Самолёт вошёл в зону Иркутска и диспетчер, поздоровавшись с экипажем, какой-то радостный, говорит коридор свободен, следующий пункт донесения такой-то. Пришлось его прервать и сказать следующее, извините, но по распоряжению главного пассажира наш самолёт будет следовать по следующему маршруту.

Саакаошвили начал настоящую войну против мирного соседа, она длилась всего пять дней, но принесла немало жертв и разрушений. Испытания проходили все – государство и армия, пилотам пришлось пройти и через эти трудности, но они выдержали их с честью.

Президент и высшие лица государства находятся в воздухе почти 300 часов в год, для них самолёт - это рабочее место, где приходиться трудиться на благо страны. Решения, которые здесь принимаются определяют судьбу страны и порой судьбу всего мира. Так было и в 1999 году, когда НАТО рвалось нанести бомбовые удары по Югославии, а российские дипломаты противились этому.

-3

В марте 24 числа 1999 года в США вылетел самолёт Ил-62 с премьер-министром России Евгением Примаковым на борту, тогда в Америке шли переговоры по поводу нанесения воздушных ударов на эту балканскую республику. Командиром воздушного судна был Александр Мальцев и вот когда самолёт был на подлёте к Канаде, оставалось всего 200 миль, пришло сообщение, что Гор не отступил от намерения бомбить Югославию и Евгений Максимович принял решение возвращаться.

Когда экипаж доложил, что дальше не полетит и возвращается назад, поднялся шум в эфире, как так, почему возвращаетесь, доложите причину. Один диспетчер спросил, другой настойчиво выспрашивает и никак не унимается. Пришлось ответить – это желание главного пассажира.

Примаков предварительно посоветовался с экипажем, можно ли на данном этапе возвращаться назад и хватит ли топлива и потом принял окончательное решение, собрал бортпроводников и сопровождающих лиц и сообщил им о ситуации на переговорах и принятом им решении.

Евгений Максимович был необыкновенным человеком и принимал сильные волевые решения. Обо всех подробностях экипаж узнал в Москве по телевидению. В следующей части вы узнаете ещё о двух поучительных случаях из жизни пилотов специального отряда «Россия».