Владимирские предприниматели назвали главные проблемы конкуренции в госзакупках
30 июля 201830 июл 2018
5
Опыт участия в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд обсудили 26 июля участники круглого стола, организованного Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и Общественной палатой г.Владимира. В диалоге приняли участие предприниматели и представители власти.
Участие в исследовании приняли более 170 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - представителей малого и среднего бизнеса Владимирской области. Большинство из них (50%) связаны со сферой госзакупок от 1 года до 3 лет. У 30% опрошенных - опыт менее 3 лет. Остальные 20% - начинающие участники, со стажем в данной сфере менее года. Электронный аукцион и запрос котировок названы участниками исследования в числе наиболее предпочтительных процедур определения поставщиков.
За последний год более 54% опрошенных становились поставщиками по результатам закупок от 1 до 10 раз. 35% участников опроса еще более активны и заключили контракты с государственными структурами свыше 20 раз. 11% компаний за последний год ни разу не стали победителями.
Среди причин, по которым компания не участвовала в процедурах закупок или участвовала в них один раз, респонденты назвали занижение начальной цены контракта, нехватку собственных средств для его исполнения, недостаточность информации о размещении заказа, а также задержки оплаты по контракту со стороны заказчика.
При этом большинство опрошенных - 53% отметили, что у них не возникло сложностей с участием в процедуре государственных закупок. 16% назвали одной из проблем рынка - необоснованность требований к поставщикам, ограничивающих возможность их участия в торгах.
Также среди сложностей, с которыми столкнулись предприниматели: недостаточность информации о заказе - 14% респондентов, некорректные требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (работ, услуг) - 10%, несвоевременная оплата контрактов - 8%, создание искусственных административных барьеров - 5%, и лишь три компании (2% участников опроса) назвали в числе проблем коррупционную составляющую.
Судя по итогам мониторинга, большинство предпринимателей со случаями коррупции не сталкивались (78% опрошенных), еще 22% респондентов назвали уровень коррупции низким.
Также в результате опроса выяснилось, что большинство компаний 83% ни разу за последние два года не обращались в уполномоченные органы за защитой своих прав и законных интересов.
Самое большое беспокойство у предпринимателей вызывают действия конкурентов – недобросовестных поставщиков, которые нередко побеждают благодаря ценовому демпингу. Часто контракты выигрывают компании, не имеющие соответствующих ресурсов для выполнения работ. Цена, по мнению добросовестных бизнесменов, не может быть основным критерием в госзакупках. Не менее важно качество поставляемых товаров и услуг. А оно в условиях нереально низкой цены часто страдает. Тут важна позиция заказчика, который должен отстаивать свои интересы на разных этапах проведения закупочных процедур.
На деле же заказчик, получивший товар ненадлежащего качества, часто не в состоянии даже провести экспертизу – так как это довольно затратная статья, которая к тому же сама является предметом торговых процедур. Иногда заказчику приходится мириться с подобной ситуацией по другой причине – например, предмет закупок нужен ему срочно, и времени на объявление следующего конкурса, аукциона и котировки просто нет. В конечном итоге, страдают люди – получатели товаров и услуг, ставших предметом государственных закупок.
По итогам встречи были сформулированы несколько предложений, которые будут направлены законодателям регионального и федерального уровней:
1. На законодательном уровне ограничить допустимое падение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в ходе торгов (например, не более 75% от НМЦК). В случае, если в ходе торгов несколько (два и более) участников дошли до этого уровня, торги прекратить и признать их несостоявшимися.
2. В части необходимости предоставления во вторых частях заявок участников торгов документов, подтверждающих сертификацию продукции или услуги, на законодательном уровне разработать четкие критерии необходимости предоставления таких документов либо отсутствия такой необходимости в рамках закупочных процедур.
3. Для минимизации «серых» схем, дабы избежать необоснованного завышения требований заказчика к товару, работе или услуге (за рамками сертификации), законодательно установить набор стандартных категорий требований к товару, работе или услуге либо разработать стандартные технические задания по различным видам закупок.
4.Установить единые требования к формам документов, размещаемых в рамках извещений о проведении торговых процедур в ЕИС (формат документов Word, Exсel, сканированные jpg или иные, архив rar или zip и.т.д.).
5.Перенести сроки введения обязательного использования электронных процедур на период до 2025 года, поскольку данные нововведения негативным образом сказываются на малом и среднем бизнесе, влекут за собой дополнительные финансовые и временные расходы и требуют дополнительных ресурсов, в том числе, кадровых.
6. На законодательном уровне установить необходимость проведения обязательной экспертизы при приемке товаров, работ и услуг заказчиком при исполнении контрактов силами государственных экспертных учреждений, предусмотреть для заказчиков возможность заключения таких договоров с экспертными организациями без проведения торговых процедур за счет средств бюджета. В случае отрицательного заключения экспертизы взыскивать такие расходы с недобросовестного поставщика.
7. Ввести обязательное авансирование при исполнении государственных и муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего бизнеса.
8. Законодательно установить порядок заключения контрактов при условии, что победитель торговой процедуры не является плательщиком НДС.
Опыт участия в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд обсудили 26 июля участники круглого стола, организованного Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и Общественной палатой г.Владимира. В диалоге приняли участие предприниматели и представители власти.
Участие в исследовании приняли более 170 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - представителей малого и среднего бизнеса Владимирской области. Большинство из них (50%) связаны со сферой госзакупок от 1 года до 3 лет. У 30% опрошенных - опыт менее 3 лет. Остальные 20% - начинающие участники, со стажем в данной сфере менее года. Электронный аукцион и запрос котировок названы участниками исследования в числе наиболее предпочтительных процедур определения поставщиков.
За последний год более 54% опрошенных становились поставщиками по результатам закупок от 1 до 10 раз. 35% участников опроса еще более активны и заключили контракты с государственными структурами свыше 20 раз. 11% компаний за последний год ни разу не стали победителями.
Среди причин, по которым компания не участвовала в процедурах закупок или участвовала в них один раз, респонденты назвали занижение начальной цены контракта, нехватку собственных средств для его исполнения, недостаточность информации о размещении заказа, а также задержки оплаты по контракту со стороны заказчика.
При этом большинство опрошенных - 53% отметили, что у них не возникло сложностей с участием в процедуре государственных закупок. 16% назвали одной из проблем рынка - необоснованность требований к поставщикам, ограничивающих возможность их участия в торгах.
Также среди сложностей, с которыми столкнулись предприниматели: недостаточность информации о заказе - 14% респондентов, некорректные требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (работ, услуг) - 10%, несвоевременная оплата контрактов - 8%, создание искусственных административных барьеров - 5%, и лишь три компании (2% участников опроса) назвали в числе проблем коррупционную составляющую.
Судя по итогам мониторинга, большинство предпринимателей со случаями коррупции не сталкивались (78% опрошенных), еще 22% респондентов назвали уровень коррупции низким.
Также в результате опроса выяснилось, что большинство компаний 83% ни разу за последние два года не обращались в уполномоченные органы за защитой своих прав и законных интересов.
Самое большое беспокойство у предпринимателей вызывают действия конкурентов – недобросовестных поставщиков, которые нередко побеждают благодаря ценовому демпингу. Часто контракты выигрывают компании, не имеющие соответствующих ресурсов для выполнения работ. Цена, по мнению добросовестных бизнесменов, не может быть основным критерием в госзакупках. Не менее важно качество поставляемых товаров и услуг. А оно в условиях нереально низкой цены часто страдает. Тут важна позиция заказчика, который должен отстаивать свои интересы на разных этапах проведения закупочных процедур.
На деле же заказчик, получивший товар ненадлежащего качества, часто не в состоянии даже провести экспертизу – так как это довольно затратная статья, которая к тому же сама является предметом торговых процедур. Иногда заказчику приходится мириться с подобной ситуацией по другой причине – например, предмет закупок нужен ему срочно, и времени на объявление следующего конкурса, аукциона и котировки просто нет. В конечном итоге, страдают люди – получатели товаров и услуг, ставших предметом государственных закупок.
По итогам встречи были сформулированы несколько предложений, которые будут направлены законодателям регионального и федерального уровней:
1. На законодательном уровне ограничить допустимое падение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в ходе торгов (например, не более 75% от НМЦК). В случае, если в ходе торгов несколько (два и более) участников дошли до этого уровня, торги прекратить и признать их несостоявшимися.
2. В части необходимости предоставления во вторых частях заявок участников торгов документов, подтверждающих сертификацию продукции или услуги, на законодательном уровне разработать четкие критерии необходимости предоставления таких документов либо отсутствия такой необходимости в рамках закупочных процедур.
3. Для минимизации «серых» схем, дабы избежать необоснованного завышения требований заказчика к товару, работе или услуге (за рамками сертификации), законодательно установить набор стандартных категорий требований к товару, работе или услуге либо разработать стандартные технические задания по различным видам закупок.
4.Установить единые требования к формам документов, размещаемых в рамках извещений о проведении торговых процедур в ЕИС (формат документов Word, Exсel, сканированные jpg или иные, архив rar или zip и.т.д.).
5.Перенести сроки введения обязательного использования электронных процедур на период до 2025 года, поскольку данные нововведения негативным образом сказываются на малом и среднем бизнесе, влекут за собой дополнительные финансовые и временные расходы и требуют дополнительных ресурсов, в том числе, кадровых.
6. На законодательном уровне установить необходимость проведения обязательной экспертизы при приемке товаров, работ и услуг заказчиком при исполнении контрактов силами государственных экспертных учреждений, предусмотреть для заказчиков возможность заключения таких договоров с экспертными организациями без проведения торговых процедур за счет средств бюджета. В случае отрицательного заключения экспертизы взыскивать такие расходы с недобросовестного поставщика.
7. Ввести обязательное авансирование при исполнении государственных и муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего бизнеса.
8. Законодательно установить порядок заключения контрактов при условии, что победитель торговой процедуры не является плательщиком НДС.