Найти тему
Арт с котом

Почему все кошки в произведениях Гоголя - зловещие

Оглавление

И зачем пятилетний Гоголь утопил кошку (увы, это чистая правда)

Фёдор Моллер. Портрет Николая Васильевича Гоголя. 1840-е. Третьяковская галерея. И котик (фото: pixabay.com)
Фёдор Моллер. Портрет Николая Васильевича Гоголя. 1840-е. Третьяковская галерея. И котик (фото: pixabay.com)

В произведениях Гоголя кошки встречаются нередко. Но даже не надейтесь, что это будут милые домашние пушистики, созданные для обожания и возлежания в подушках. Гоголевские кошки всегда на стороне зла. И даже сами - зло.

Ночь перед Рождеством

Людмила Хитяева в роли Солохи в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961).
Людмила Хитяева в роли Солохи в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961).

Вот что Гоголь сообщает нам о великолепной Солохе:

...кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.
Художник Кость Лавро. Иллюстрация к книге "Ночь перед Рождеством" издательства "А-ба-ба-га-ла-ма-га".
Художник Кость Лавро. Иллюстрация к книге "Ночь перед Рождеством" издательства "А-ба-ба-га-ла-ма-га".

Майская ночь, или Утопленница

И здесь снова кошка-оборотень.

Ну слушай. Давно, мое серденько, жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка, белая, как снег, как твое личико. Сотникова жена давно уже умерла; задумал сотник жениться на другой... Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши; и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха. Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку.
Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Вечер накануне Ивана Купала

И третья кошка-оборотень! Нищий Петро, влюбившийся в дочку богатого казака, по совету Басаврюка (дьявола в человечьем обличье) идёт за цветком папоротника - и встречает там ведьму, которая подскажет ему, где выкопать клад.

Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» — проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. «Славная красавица!» — подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах.

Это всё были кошки из повестей, собранных в первой книге Гоголя - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Жуткие коты имеются и в повести "Старосветские помещики" - из второго гоголевского сборника "Миргород".

Старосветские помещики

Это повесть о жизни и о смерти бездетной пары помещиков. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут тихо и счастливо, беспокоясь только о том, как бы угодить друг другу, пока в дело не вмешиваются коты...

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которая всегда почти лежала, свернувшись клубком, у ее ног. Пульхерия Ивановна иногда ее гладила и щекотала пальцем по ее шейке, которую балованная кошечка вытягивала как можно выше. Нельзя сказать, чтобы Пульхерия Ивановна слишком любила ее, но просто привязалась к ней, привыкши ее всегда видеть. Афанасий Иванович, однако ж, часто подшучивал над такою привязанностию:  
- Я не знаю, Пульхерия Ивановна, что вы такого находите в кошке. На что она? Если бы вы имели собаку, тогда бы другое дело: собаку можно взять на охоту, а кошка на что?  
- Уж молчите, Афанасий Иванович, - говорила Пульхерия Ивановна, - вы любите только говорить, и больше ничего. Собака нечистоплотна, собака нагадит, собака перебьет все, а кошка тихое творение, она никому не сделает зла.  
Впрочем, Афанасию Ивановичу было все равно, что кошки, что собаки; он для того только говорил так, чтобы немножко подшутить над Пульхерией Ивановной .   За садом находился у них большой лес, который был совершенно пощажен предприимчивым приказчиком, -- может быть, оттого, что стук топора доходил бы до самых ушей Пульхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов. Находясь в городах, они, несмотря на крутой нрав свой, гораздо более цивилизированы, нежели обитатели лесов. Это, напротив того, большею частию народ мрачный и дикий; они всегда ходят тощие, худые, мяукают грубым, необработанным голосом. Они подрываются иногда подземным ходом под самые амбары и крадут сало, являются даже в самой кухне, прыгнувши внезапно в растворенное окно, когда заметят, что повар пошел в бурьян. Вообще никакие благородные чувства им не известны; они живут хищничеством и душат маленьких воробьев в самых их гнездах. Эти коты долго обнюхивались сквозь дыру под амбаром с кроткою кошечкою Пульхерии Ивановны и наконец подманили ее, как отряд солдат подманивает глупую крестьянку.
Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец вовсе о ней позабыла. В один день, когда она ревизировала свой огород и возвращалась с нарванными своею рукою зелеными свежими огурцами для Афанасия Ивановича, слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" - и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи. Пульхерия Ивановна продолжала звать ее, но кошка стояла пред нею, мяукала и не смела близко подойти; видно было, что она очень одичала с того времени. Пульхерия Ивановна пошла вперед, продолжая звать кошку, которая боязливо шла за нею до самого забора. Наконец, увидевши прежние, знакомые места, вошла и в комнату. Пульхерия Ивановна тотчас приказала подать ей молока и мяса и, сидя перед нею, наслаждалась жадностию бедной своей фаворитки, с какою она глотала кусок за куском и хлебала молоко. Серенькая беглянка почти в глазах ее растолстела и ела уже не так жадно. Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная, видно, уже слишком свыклась с хищными котами или набралась романических правил, что бедность при любви лучше палат, а коты были голы как соколы; как бы то ни было, она выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.   Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" -- сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять. Весь день она была скучна. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так вдруг загрустила: Пульхерия Ивановна была безответна или отвечала совершенно не так, чтобы можно было удовлетворить Афанасия Ивановича. На другой день она заметно похудела...
Иллюстрация Сергея Якутовича к "Старосветским помещикам".
Иллюстрация Сергея Якутовича к "Старосветским помещикам".

Историю про кошку, которая до смерти напугала впечатлительную старушку, Гоголю рассказал его друг - знаменитый актёр Михаил Щепкин: такое произошло с его бабкой. Щепкин, познакомившись с повестью Гоголя, пошутил: «А кошка-то моя!». А Гоголь ему ответил: «Зато коты мои!» Он имел в виду, что лесных котов, которые превратили милую домашнюю кошечку в вестника смерти, придумал сам.

Но откуда у Гоголя это отношение к котам как к чему-то мистическому и зловещему?

Из детства.

Видимо, уже к пяти годам до Гоголя дошли народные поверья, о которых были наслышаны и Пульхерия Ивановна, и бабка Щепкина. Что кошки - слуги дьявола. Что они - проводники между миром живых мёртвых. Что смерть приходит в виде кошки, а кто её увидит или впустит в дому - тому скоро помирать. И вот однажды пятилетний Гоголь увидел кошку...

Ужасную историю мы знаем из книги Вересаева "Гоголь в жизни". Вересаев приводит воспоминания литератора Григория Данилевского:

В памяти сохранился у меня рассказ Гоголя о себе еще мальчиком.  
- Было мне лет пять. Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мною одна старуха няня, да и она куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. "Киса, киса", - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались -- водворились полный покой и тишина,- мне вдруг стало ужасно жалко "кисы". Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек.
Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Вы, конечно, заметили, что обратившаяся в кошку мачеха из "Майской ночи" ведёт себя точно так же, как кошка из детских воспоминаний Гоголя.

А Гоголь, хоть больше кошек и не топил (и даже очень сожалел о содеянном), по отношению к кошкам не смягчился - и во взрослой жизни изображал их дьявольским отродьем. Возможно, это помогало ему заглушить чувство вины из-за кошки-утопленницы?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Котики на хуторе близ Диканьки: иллюстрации к повести Гоголя "Ночь перед Рождеством", в которых есть котики