Но не все так просто. Для крупнейших нефтегазодобывающих компаний, поддерживаемых федеральным правительством, имеющих собственные добывающие активы, и для которых нефтепереработка является в большей степени лишь частью бизнеса, налоговый маневр может быть и не так страшен.
Тем более, что «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и ННК согласно законопроекту, имеют право на возвратный акциз без учета квот на поставки бензинов на внутренний рынок.
В отличие от независимых НПЗ, которым завершение маневра потихоньку грозит банкротством.
Независимый НПЗ, не входящий в структуру ВИНК и не имеющий прямого доступа к сырью, но способный производить дизтопливо и бензины стандарта Евро-5, просто не выживет без возврата акцизов на нефтяное сырье. Такие предприятия всегда зависели от поддержки, особенно региональных властей.
Расчеты просты: объем производства высокооктановых бензинов на таких заводах в среднем составляет 600-700 тысяч тонн в год, то есть меньше 10% от общего объема переработки и увеличить этот показатель вряд ли получится, что в свою очередь приведет к невозможности использования возврата акциза.
Кроме того, независимые НПЗ просто не смогут реализовать весь объем выпущенных нефтепродуктов на региональных рынках, а рынки сбыта соседних субъектов РФ уже имеют своих поставщиков. В этом случае коммерческое предприятие также не сможет рассчитывать на возврат.
Что уж тут говорить о бодрых темпах принятия законов в Госдуме, которые попросту не дают независимым НПЗ времени адаптироваться к новым условиям.
Еще одна «болевая точка» - модернизация НПЗ
Во-первых, в большинстве случаев у независимых НПЗ она проходит в рамках программ кредитования, а во-вторых, даже по итогам модернизации объемы производства на таких заводах не предусматривают производство 10% автомобильного бензина от переработки нефтяного сырья.
То есть после завершения льготного периода налогообложения (а он действует до 1 января 2024 года) такие предприятия больше не смогут обслуживать свои кредитные линии, полученные для строительства установок вторичной переработки.
Иначе говоря, изменение налогового законодательства, как бомба замедленного действия, приведет к существенным убыткам независимых НПЗ уже по совершенным инвестициям, а также сделает нецелесообразным запланированные программы модернизации и лишит компании возможности обслуживания кредитных линий.
Как итог – банкротство
Не секрет, что независимые НПЗ вообще гораздо больше зависят от рыночной конъюнктуры, в отличие от тех же ВИНКов.
Например, недавний резкий рост цен на бензин сразу привел к закрытию части независимых заправочных станций, поскольку клиентам стало выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, способных удерживать более низкие цены.
С учетом возможного закрытия независимых НПЗ, ситуация может только ухудшиться, что в свою очередь приведет к дальнейшему снижению маржи независимых АЗС и прекращению из работы.
А ведь независимые НПЗ крайне важны для своих регионов, поскольку являются крупнейшими налогоплательщиками, работодателями и поставщиками автомобильного топлива на региональные рынки.
Тот же Яйский НПЗ является ключевым предприятием в Кемеровской области (его, кстати, активно поддерживал ныне ушедший из политики О. Тулеев), Антипинский НПЗ практически полностью обеспечивает Тюменскую область собственными нефтепродуктами, хотя ранее все топливо в нефтегазовом регионе было привозным.
И таких примеров много
По мнению многих представителей независимого нефтяного сектора, законопроект приведет не только к закрытию многих НПЗ и существенному росту цен на моторные топлива на внутреннем рынке, но и к невозможности оперативного регулирования цен на бензин в связи с отсутствием экспортных пошлин на нефтепродукты, обнуление которых предусматривается маневром.
Кроме того, независимые НПЗ сетуют на присутствие в законе «лазеек» для ВИНКов, что совершенно точно приведет к созданию дискриминационной ситуации на рынке.
Более того, выход из бизнеса частных АЗС повлечет за собой дополнительные логистические затраты ВИНКов на поставку топлива в регионы.
Но, конечно, траты эти будут переложены на конечных потребителей.
Таким образом, Правительству РФ не мешало бы еще раз проработать все нюансы, чтобы закон так явно не ущемлял интересы столь обширной бизнес-прослойки.
Кстати, сами независимые НПЗ не выступают категорично за отмену закона, а хотят хотя бы обоснованного диалога с властями, чтобы добиться адекватных мер поддержи для них, как полноправных участников рынка.
Такими мерами могли бы стать, например:
- включение в число получателей вычета по акцизу на нефтяное сырье организаций, заключивших соглашения о модернизации НПЗ и исполняющих их без ограничения срока действия (то есть без отмены его применения с 1 января 2024 года);
- отсрочка введения в силу поправок для отдельных предприятий отрасли, проходящих процесс модернизации, поскольку им необходимо время завершить создание современных производств и рассчитаться с кредитами;
- дополнение критериев предоставления вычета – дать его производствам дизельного топлива класса 5 с возможностью реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт;
- введение коэффициента, учитывающего логистическое отставание НПЗ (по сравнению с НПЗ, расположенными в непосредственной близости от рынков сбыта/портов).