Как Минфин будет ослаблять российскую валют.
Министерство финансов обнародовало планы по закупкам валюты на внутреннем рынке в 2019 году. Населению самое время задуматься о покупке долларовых активов.
На сайте Бюджетного комитета Госдумы был опубликован подготовленный Минфином проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Как отмечает «Интерфакс», Минфин РФ в 2019 году может купить на внутреннем рынке валюту на сумму 3,4 трлн рублей – именно такой объем увеличения остатков на счете по зачислению дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте предусматривается на следующий год в документе министерства. Для сравнения: ранее Минфин оценивал, что в 2018 году на покупку валюты на внутреннем рынке за счет дополнительных нефтегазовых доходов может быть направлено порядка 2 трлн рублей при средней цене на нефть $54-55 за баррель, если же цена будет на уровне $60 за баррель, сумма может вырасти до 2,8 трлн рублей. Таким образом, в будущем году закупки Минфином валюты на внутреннем рынке могут вырасти почти на четверть.
Напомним, что валюту Минфин закупает в Фонд национального благосостояния (ФНБ) в рамках «бюджетного правила», в соответствии с которым на это направляются «излишки» нефтегазовых доходов бюджета. «Излишки» - это дополнительные доходы относительно их «базового» уровня, рассчитываемого исходя из цены на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки «Юралс» (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%). Логика здесь проста: в «тучные» годы следует копить резервы, чтобы было на что жить в периоды кризисов.
Но это логика государства. С точки же зрения обычных граждан гораздо интереснее вопрос: куда вкладывать деньги в условиях столь масштабных интервенций министерства финансов на валютном рынке?
Если верить прогнозам Минфина, все выглядит довольно просто. Среднегодовая цена на нефть «Юралс» в 2019-21 годах, по расчетам чиновников, будет плавно снижаться с 63,4 до 57,9 долл. за баррель, курс же доллара к рублю при этом будет оставаться стабильным, в узком диапазоне 63-64 руб./долл. В таких условиях логичнее выглядит вложение в рублевые инструменты (депозиты, облигации) – их доходность все же выше, чем у долларовых.
Однако это лишь на первый взгляд. На самом деле ситуация не столь проста.
Дело в том, что в соответствии с «бюджетным правилом» Минфин действительно скупает в ФНБ «излишки» валюты при высоких ценах на нефть, не давая тем самым рублю укрепиться. Данный эффект мы наблюдали нынешней осенью: нефть росла, а курс рубля – нет. И в данном случае можно быть спокойным за судьбу доллара: относительно рубля он не подешевеет.
Однако это «улица с односторонним движением»: нигде не записано, что российские власти начнут продавать валюту для поддержки рубля в случае, если нефть вдруг начнет дешеветь. Наоборот, согласно планам Минфина средства ФНБ смогут быть использованы лишь на софинансирование добровольных пенсионных накоплений, а не на латание бюджетных дыр (что подразумевает продажу валюты), как раньше.
На практике это означать, что валютные вложения будут защищены от «девальвационного риска» (читай – от укрепления рубля), а рублевые – нет. В такой ситуации меняется «карта рисков»: логичнее большее внимание уделять валютным вложениям, а не рублевым. Это, разумеется, не означает, что нужно скупать наличные доллары и держать их под матрасом. Гораздо логичнее купить номинированные в долларах еврооблигации российских эмитентов – как государственные, так и крупнейших компаний. Валютная доходность по ним сейчас – 4-5% годовых, что лишь немногим ниже доходности рублевых депозитов в крупнейших российских банках. А «девальвационные риски», если планы Минфина по масштабным закупкам валюты в ФНБ будут реализованы, - гораздо ниже.